Бердяин - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Демократия с элементами диктатуры - все равно что запор с элементами поноса. Законы Мерфи (еще...)

Бердяин

Cтраница 3


Последовательно выступая против разжигания инстинктов масс и разгула стихии насилия, Бердяев стремился понять причины и механизмы несвободы человека и отчужденный характер создаваемой им культуры. По мысли Бердяева, несмотря на героическую борьбу людей за свобод на протяжении почти всей истории, они все же остаются несвободными. В своей исторической судьбе, с точки зрения Бердяева, человек проходит разные стадии, и всегда трагична эта судьба.  [31]

Бердяева ( 1874 - 1948) явилась гениальным выражением духовного драматизма переломной эпохи, когда человеческий дух обнаруживает, что старые культурные формы стали тесны для его развития и ищет для себя новых форм и способов воплощения. Трудно найти серьезную философскую или культурологическую проблему, которая бы так или иначе не получила своего осмысления в трудах Бердяева. Для культурологии работы Бердяева значимы прежде всего тем, что в них раскрывается драма культурного творчества, понятого как реализация изначальной и неотъемлемо присущей человеку вободы.  [32]

И навстречу этой глубокой тоске, которой заболела культура, пришло христианское откровение из самой глубины жизни, из таинственных ее недр. Культурному античному миру христианство должно было представляться варварством. Этот новый свет, по словам Бердяева, гасит иссякающий свет дряхлеющей культуры и вначале многими воспринимается как тьма. Теперь, как считает философ, иссякает и вся европейская культура. Она отходит все дальше и дальше от своих творческих истоков, делается все более и более отвлеченной все менее и менее онтологической по своему характеру. Приток религиозного питания европейской культуры все уменьшается.  [33]

Фальсификацией истории занимаются очень давно. Например, такие курсы по русской истории, как курсы Ключевского, Соловьева, Бердяева и прочих, - это всего лишь прекрасные пособия по общенациональной дезориентации.  [34]

Бердяев считает, что эпохи утонченного декаданса куль-туры не так бесплодны, как это представляется на первый взгляд - в них есть и свое положительное откровение. Цветущая органическая цельность не дает знания противоположностей, она пребывает в одном и счастливо не знает другого. Слишком большое усложнение и утончение культуры нарушает эту цельность, выводит, по мысли Бердяева, из счастливого неведения противоположностей. В искусстве, в философской мысли, в мистической настроенности раскрываются две полярные бездны. Приобретается более острое значение и добра и зла. Но воля к жизни, к ее устроению и развитию не имеет прежней целостности.  [35]

Бердяев был склонен считать, что основная идея Шестова заключалась в борьбе последнего против власти общеобязательного и в отстаивании значения личной истины, которая есть у каждого человека. В общем плане это, конечно, так: экзистенциальный опыт ( личная истина) значил для Шестова неизмеримо больше любых универсальных истин. Но при таком взгляде позиция Шестова утрачивает своеобразие и, в сущности, мало чем отличается от позиции самого Бердяева, который с не меньшей энергией отстаивал значение духовного опыта личности.  [36]

37 Номинанты российского происхождения по разделу Нобелевской премии по литературе за период с 1934 по 1944 год. [37]

Рядом с Д. С. Мережковским, которого, вплоть до своей смерти в 1937 году, настойчиво продолжал номинировать славист из Лунда С. Впервые оформив номинацию в 1942 году, он затем столь же педантично, как в свое время представлял Мережковского коллега по университету Агрелл, ежегодно продолжал номинировать Бердяева вплоть до 1948 года - года кончины мыслителя.  [38]

Именно это промежуточное положение между Западом и Востоком, взаимодействие с обоими началами и противодействие им привело к глубокой противоречивости русской культуры, ее раздвоенности и внутренним расколам. Неся в себе черты сходства с культурой Запада и культурами Востока, русская культура вместе с тем отличается от них. Бердяева, Россия соединяет в себе Запад и Восток как два потока мировой истории и это соединение превращает ее отнюдь не в некий интегральный вариант, а в арену столкновения и противоборства восточных и западных элементов.  [39]

Последовательно выступая против разжигания инстинктов масс и разгула стихии насилия, Бердяев стремился понять причины и механизмы несвободы человека и отчужденный характер создаваемой им культуры. По мысли Бердяева, несмотря на героическую борьбу людей за свобод на протяжении почти всей истории, они все же остаются несвободными. В своей исторической судьбе, с точки зрения Бердяева, человек проходит разные стадии, и всегда трагична эта судьба.  [40]

Личность, как свободный дух, была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю жизнь личности. На место субъекта, рационализирующего иррациональный мир, по мысли Бердяева и Шестова, должен быть поставлен человек как последний принцип философии, не абстрактный, понятый как разумное существо человек, но конкретный, чувственно-телесный, существующий человек.  [41]

Чернова в последних книжках Русского Богатства о субъективном методе, Бердяеве и проч. Ах, как хорошо бы было хоть несколько строк посвятить отделке этого пустомели. Во втором номере ( февраль) Sozialistische Monats-hefte lea некий Лозинский тоже хоронит материализм и восхваляет Бердяева.  [42]

Ленин продолжал внимательно следить и за филос. Аксельрод он просит прислать ее ст. О нок-рых филос. О субъективном методе) и Лозинского в Sozialistische Monatshefte, к-рый тоже хоронит материализм и восхваляет Бердяева. Судя по письму, Ленин был осведомлен о филос.  [43]

Цивилизация же, напротив, дорожит своим недавним происхождением. Она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. По словам Бердяева, она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид точно она возникла сегодня или вчера. Все в ней новенькое, все приспособленное к удобствам сегодняшнего дня.  [44]

Яростным защитником личности является также русский философ ХХв. Считая, что индустриально-капиталистическая эпоха превращает человека в товар, вещь, он не приемлет и попытку марксизма изменить мкр революционным путем. Бердяев не отрицает научной ценности марксизма, он для неге является средством познания мира, но не руководством к действию. По верлэта, по мнению Бердяева, антихристианская, ибо она включает в себя насилие как средство достижения справедливости и братства.  [45]



Страницы:      1    2    3    4