Cтраница 4
По его мнению, культура в свой органический период была связана с жизнью религиозной. Благородное происхождение культуры русский философ связывает с иерархическим: характером культа. Культура имеет религиозные основы. Об этом, по мнению Бердяева, свидетельствует не только теология, но и современное научное знание. [46]
Центр тяжести теперь сосредоточивается на противопоставлении культуры как органнч. Эти позиции объединяют таких зап. Эти же мотивы, хотя на иной, христианско-православной, мнровоззронч. Леонтьева и Данилевского, Достоевского и Бердяева, Вяч. Иванова и Блока; определ. [47]
Богато содержание понятия дух, производным которого выступает духовный. Чаще всего дух, духовность используются в идеалистической философии и религии, и потому философы-материалисты проявляют осторожность в их трактовке и употреблении. Заметим, дело не в самих терминах, а в том, какое содержание в них вкладывается. Такая характеристика духа вполне земная при критической оценке мировоззренческой позиции Бердяева, который не сомневается в существовании материального ( физического, органического, социального и психического) мира, но для которого не существует духа без Бога как первоисточника. В них дух выступает как проявление психики, включившийся во всей своей полноте в реальный процесс жизнедеятельности людей и составляющий необходимую сторону их бытия. А это означает, что понятием дух можно обозначать психические способности и сознание, внутреннюю моральную силу и мышление, некое начало внутри человека, определяющее его поведение, действия. [48]
Бердяев решительно выступает против всеобщего как власти государства, нации, народа, коллективизма над человеческой сущностью. Здесь он затрагивает одну из самых острых и больных проблем нашего века - века тоталитарных режимов, массовых типов общностей, деспотических и нетерпимых к свободе отдельного человека. Может быть яет для XX века темы более насущной, чем тема человек и коллектив, и она как раз является стержневой в творчестве Бердяева. [49]