Cтраница 1
Диффузный социальный обмен, предполагающий добровольность, доверие к партнеру, является фундаментальной основой повседневной жизни. Одаривать других и не ждать тотчас ответного вознаграждения, оставив его на совести получателя услуги, доверившись его такту, обязательности, - именно это составляет основу социальных взаимодействий. [1]
Социальный обмен веществ - составная часть общего планетарного круговорота веществ и энергии, а в некоторых регионах земного шара по своему воздействию на природу он стал сравним с геологическими процессами. Тем более что хозяйственная деятельность человека не всегда в природоохранительном аспекте оправдана и часто имеет негативную сторону, вызывая загрязнения биосферы. [2]
Социальный обмен веществ имеет несколько основных типов: автономный, снабжающий, потребительский, перерабатывающий. [3]
Теория социального обмена явилась попыткой движения от чисто социологического к психологически окрашенному представлению о человеке, выступая под девизом: Верните человека в социологический анализ. Базовым положением теоретиков этого направления выступает положение о том, что социальное поведение может и должно быть объяснено в рамках научных представлений. По их мнению, социальное поведение представляет собой взаимодействие людей, которое не может быть ни чем иным, как процессом обмена, подобным экономическому. И поскольку правила экономического обмена доступны научному описанию, то нет никаких причин утверждать, что в отношении социального обмена это невозможно. [4]
Специфика социального обмена в том и заключается, что он производится на основе системы формализованных норм, регулирующих соотношение цен институциализированных товаров и образующих правила обмена. Обмен между индивидами или группами, желающими использовать ресурсы для осуществления своих целей, составляет лишь один из аспектов институционального обмена и формирования институциональных образцов. [5]
Концепции социального обмена в современной социоло - ТИИ / / СОЦИС. [6]
Доля социального обмена веществ и энергии в общем круговороте возрастает очень быстро, причем в крупных промышленных центрах становится основной. Естественно, меняются не только количественные, но и качественные характеристики круговорота, в первую очередь ускоряются его темпы. [7]
Антропогенный или социальный обмен - новый процесс обмена веществ и энергии между природой и обществом, возникший в результате производственной деятельности человека и носящий техногенный характер. [8]
Теоретические основы концепций социального обмена восходят к утилитаристской традиции классической буржуазной политэкономии, родоначальники которой ( А. [9]
Исходным положением теории социального обмена Блау является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди, пишет Блау, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. [10]
Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений. [11]
В этом случае из социального обмена выпадают экономический обмен, обмен в политической сфере жизни общества, взаимодействия в организации. Однако именно диффузный обмен является наиболее массовым. Как экономическая сделка, так и политический договор, контракт сотканы из общесоциальной ткани, в которой стороны добровольно предоставляют услугу на основе ожидании взаимности и доверия к партнеру. [12]
Анализ власти как формы социального обмена способствует достаточно ясному пониманию природы легитимности, ее критериев: человек ожидает, что положительный эффект услуги, которую оказывает ему властитель, превысит те издержки, которые он несет, подчинясь распоряжениям властителя. На чем основано доверие подчиненных к властителю, что признается приемлемым, разумным во властных деяниях, до каких пределов власти позволительно вмешиваться в личную жизнь, приказывать, ошибаться, наконец. [13]
Патернализм является основой для механизмов своеобразного социального обмена. [14]
Можно выделить множество цепочек и схем социального обмена, возникающих в системе человеческого взаимодействия, в которых используются различные критерии обмена, способы оценки и измерители, позволяющие определить ценность, справедливость, эквивалентность и гарантированность распределения благ. Существуют разнообразные измерители социального обмена. Одни из них ( например, деньги) универсальны и применимы в оценке множества ситуаций и действий, другие действуют только в определенных групповых, социокультурных и личностных контекстах. Некоторые формулы социального обмена мало понятны наблюдателям со стороны, не понимающим ценностно-смысловых программ, определяющих конкретные принципы обмена. Речь идет о тех акси-ологически ориентированных действиях, при которых обмен задается определенной системой ценностей, приемлемых только для одних людей и неприемлемых для других. [15]