Социальный обмен - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Пока твой друг восторженно держит тебя за обе руки, ты в безопасности, потому что в этот момент тебе видны обе его. Законы Мерфи (еще...)

Социальный обмен

Cтраница 3


Достаточно ярким выражением синтеза философии и психологии бихевиоризма, с одной стороны, и социологии, с другой стороны, является теория социального обмена, выступающая зачастую как конгломерат функциональной антропологии, психологии поведения и утилитарной экономики.  [31]

Теоретической и методологической основой исследования являются теоретические положения основных социологических учений: понимающей социологии, структурного функционализма, марксизма, институциональной социологии, социального обмена и других.  [32]

Типодеятельностный подход имеет преимущество по сравнению с ролевым: он привносит в рыночную коммерцию более широкое содержание, не ограничивается торгово-товарной моделью будущей системы, обусловливает большее разнообразие возможностей социального обмена и ориентирует на это потенциальных субъектов.  [33]

Эту относительно простую последовательность взаимодействий между двумя воображаемыми сотрудниками, которых мы назвали Тэд и Джордж, мы использовали для того, чтобы реализовать в машинной программе динамические следствия из гипотез Хоманса, связанные с процессами принятия решений индивидуумами, участвующими во взаимном социальном обмене. К настоящему времени существует работающая программа, названная Гомункулус, моделирующая взаимодействие между двумя людьми; однако теперь мы разрабатываем дополнительные программы, которые должны внести некоторые улучшения в работу основной модели. Хотя поведение нашей модели правдоподобно, она еще не была проверена путем точного сопоставления с реальным социальным взаимодействием.  [34]

Можно выделить множество цепочек и схем социального обмена, возникающих в системе человеческого взаимодействия, в которых используются различные критерии обмена, способы оценки и измерители, позволяющие определить ценность, справедливость, эквивалентность и гарантированность распределения благ. Существуют разнообразные измерители социального обмена. Одни из них ( например, деньги) универсальны и применимы в оценке множества ситуаций и действий, другие действуют только в определенных групповых, социокультурных и личностных контекстах. Некоторые формулы социального обмена мало понятны наблюдателям со стороны, не понимающим ценностно-смысловых программ, определяющих конкретные принципы обмена. Речь идет о тех акси-ологически ориентированных действиях, при которых обмен задается определенной системой ценностей, приемлемых только для одних людей и неприемлемых для других.  [35]

Среди новых микротеорий можно выделить две разновидности социального бихевиоризма, главное внимание в котором уделяется наблюдаемому факту человеческого поведения и взаимодействия. Первая форма бихевиоризма представлена психологической концепцией социального обмена Дж.  [36]

Обычно охрану природы рассматривают как отрасль практики, имея в виду комплекс государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, восстановление, охрану и умножение природных ресурсов для блага человеческого общества. Нередко, однако, охрана природы трактуется как наука, изучающая социальный обмен веществ, или обмен веществ между природой и обществом. Интенсивность стихийного обмена веществом и энергией между обществом и природой к настоящему времени настолько возросла, что возникла серьезная опасность для дальнейшего существования человечества. Общество по степени своего воздействия на природу становится геологической силой. Достаточно сказать, что во всем мире в результате горнодобывающих и земляных работ на земную поверхность ежегодно выносится около 5 куб. За последние 500 лет на поверхность из недр извлечено не менее 50 млрд т углерода, 2 млрд т железа.  [37]

Средства обмена могут быть использованы самые разные, но это может не менять самого механизма взаимоотношений, их типа или формы. Бауман, что дружба, любовь не есть одна из форм социального обмена. При этом любовь - это форма, в которой в идеале полностью отсутствуют корысть, расчет, а экономическая сделка строится лишь на расчете; первое основано на личном отношении, второе - на безличном. Казалось бы, все верно, но верно только в том случае, если ограничиться одним средством обмена - материальным. Если же признать весь набор средств обмена социально значимым и необходимым, то данное утверждение покажется не совсем обоснованным в социологическом ( но не в этическом) смысле.  [38]

Расшатывается механизм принуждения к труду: работники закрепляются за своим предприятием уже не репрессивными мерами, а путем предоставления жилья, социальных услуг, разного рода надбавок к заработной плате. И на макро - и на микроуровнях, таким образом, выстраивается система своеобразного социального обмена между верхами и низами, где невысокий, но гарантированный жизненный уровень при крайне низкой требовательности к труду и его результатам обменивается на некую минимальную выработку, дополняемую политической лояльностью ( индифферентностью) к существующим порядкам. Вместе с распространением этих сетей неформального обмена, задолго до перестроечных начинаний административно-командная ( казарменная, репрессивная) система прекращает свое существование.  [39]

Интеракционная социологическая методология играет важную роль в теоретическом исследовании коммуникации, поскольку коммуникация представляется социальным обменом и социальным взаимодействием.  [40]

При этом хозяйственная организация становится более открытой. Рядом с ее ядром расширяется периферийный пояс, где экономических агентов объединяет не формальное членство, а сложные сети правовых отношений и социального обмена.  [41]

Постиндустриальное общество, по мере того как оно утверждается, размывает столь ясное и как бы данное в непосредственном опыте понятие народа. Здесь как раз и выступает потребность в социологическом анализе, ориентирующемся не на фиксацию классового положения, а на выявление статусных позиций, не на концепцию аккумуляции дифференцирующих признаков, а на идею взаимодополнения и обмена преимуществ и потерь в процессе социального обмена и социальной мобильности.  [42]

Институшшшзированньтй обмен имеет особый характер. Он отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку очищен от личностного момента. Анализ механизма социального обмена показывает, что индивид выступает в социальном институте в специфической и ограниченной роли функционера. Например, у учителя или врача институциализированны-м товаром является их профессиональное мастерство, а их личное отношение к тому или иному контрагенту ( покупателю) здесь не имеет значения. Необходимым условием деятельности института и является выполнение индивидами своих социальных ролей, основанное на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении образцов ( норм) поведения.  [43]

На основе парадигмы социального поведения развиваются концепции психологического редукционизма ( возвращение назад, восстановление) и теория обмена. Первая теория сводит социальное поведение к поведению психологическому и использует для его описания биологические и психологические понятия. В теории социального обмена, зарождение которой связано с именами американского социолога и социального психолога Дж. Блау ( 1918), индивид анализируется как организм с биологическими потребностями, ищущий вознаграждения. Последнее, в свою очередь, определяется его способностью удовлетворять прирожденные и приобретенные потребности.  [44]

Все отношения обмена предполагают получение вознаграждения в обмен на плату - издержки. Именно то, что взаимно вознаграждается, имеет тенденцию к регулярности, самовозобнов-ляемости. На этой основе возникают взаимные ожидания того, что эффект нового акта взаимодействия будет таким же. Любой регулярный социальный обмен тем самым стремится к гарантиям взаимности. Но в одном случае эти гарантии могут быть оговорены заранее, а в другом строятся на доверии.  [45]



Страницы:      1    2    3    4