Cтраница 4
Можно выделить множество цепочек и схем социального обмена, возникающих в системе человеческого взаимодействия, в которых используются различные критерии обмена, способы оценки и измерители, позволяющие определить ценность, справедливость, эквивалентность и гарантированность распределения благ. Существуют разнообразные измерители социального обмена. Одни из них ( например, деньги) универсальны и применимы в оценке множества ситуаций и действий, другие действуют только в определенных групповых, социокультурных и личностных контекстах. Некоторые формулы социального обмена мало понятны наблюдателям со стороны, не понимающим ценностно-смысловых программ, определяющих конкретные принципы обмена. Речь идет о тех акси-ологически ориентированных действиях, при которых обмен задается определенной системой ценностей, приемлемых только для одних людей и неприемлемых для других. [46]
Его основные задачи обусловлены специфическими функциями: социальными и культурными, прежде всего. Социальные функции реализуются в рекреационных мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья, восстановление жизненного тонуса, сил, что способствует гармоничному развитию человека и его творческому самовыражению. В качестве социальной функции туризма выделяется адаптация и интеграция индивидов в социальную жизнь общества. Культурные функции туризма способствуют повышению общего уровня культуры населения в результате просвещения, воспитания, социального обмена инициативами, общественным и научно-техническим опытом. [47]
Парадигма социальных фактов интерпретируется с позиций теорий - структурно-функциональной, системной и конфликтной. Заметим, что системные теории обычно рассматриваются в западной социологии как составные части или разновидности структурно-функциональных теорий. Парадигма социальных дефиниций исходит из теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодо-логии. Парадигма социального поведения трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена. [48]
Теория социального обмена явилась попыткой движения от чисто социологического к психологически окрашенному представлению о человеке, выступая под девизом: Верните человека в социологический анализ. Базовым положением теоретиков этого направления выступает положение о том, что социальное поведение может и должно быть объяснено в рамках научных представлений. По их мнению, социальное поведение представляет собой взаимодействие людей, которое не может быть ни чем иным, как процессом обмена, подобным экономическому. И поскольку правила экономического обмена доступны научному описанию, то нет никаких причин утверждать, что в отношении социального обмена это невозможно. [49]
Он все больше высвобождался из-под прямой зависимости от внешней среды, усиливал воздействие на природу, способствовал быстрому развитию производственной деятельности, в процессе которой человеческое общество потребляет природные ресурсы и создает необходимые средства производства, готовые изделия и продукты питания. Биологический обмен веществ между человеком и природой не исчез, природа была и остается постоянным условием жизни человека и развития общества. Однако возникший в процессе производственной деятельности новый обмен веществ и энергии между природой и обществом носит уже иной, техногенный, а не биологический характер и называется антропогенным или социальным обменом веществ. [50]
Блау показывает, что властные отношения возникают как один из частных случаев социального обмена. Они появляются в том случае, если один из участников процесса обмена обладает монопольным правом на некоторое вознаграждение ( материальное или нематериальное), которое остальные участники стремятся заполучить. Развиваясь, этот процесс приводит к образованию системы рангов или социальных статусов социальной стратификации. Но социальный обмен определяет лишь возможность и способ становления властных отношений. Для того чтобы утвердиться, власть должна быть санкционирована остальными участниками обмена - легитимирована. Блау, невозможно без концепций норм и ценностей, являющихся не продуктами обмена, а продуктами социализации и основанными на определенной системе культуры. Он нигде не определяет, что это за система и откуда она берется в его теоретических построениях. Очевидно только одно: она никак не связана с процессом обмена. [51]