Cтраница 2
В данном случае необходимо одновременное прекращение прав и на фирменное наименование, и на коммерческое обозначение правообладателя. [16]
К специальным основаниям досрочного прекращения договора коммерческой концессии следует отнести утрату концессионером прав на фирменное наименование ( коммерческое обозначение), если им не приобретено другое наименование, и объявление одной из сторон договора банкротом. ГК РФ прекращается с ликвидацией самого юридического лица или со смертью гражданина-предпринимателя, если его права на предпринимательскую деятельность не переходят к наследнику. Право на фирменное наименование может быть прекращено судом, если правообладатель зарегистрировал его в нарушение установленных законом требований. Такое судебное решение может быть вынесено, к примеру, по иску лица, осуществляющего аналогичную деятельность, доказавшего, что оспариваемое наименование тождественно или сходно с его фирменным наименованием, зарегистрированным раньше. [17]
Закон предусматривает гарантии интересов пользователя, которые должен учитывать правообладатель, принимая решение изменить фирменное наименование ( коммерческое обозначение), являющееся предметом концессионного договора. Последствия изменения фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, права на использование которых входят в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю, установлены в ст. 1039 ГК РФ. В таком случае договор коммерческой концессии действует в отношении нового фирменного наименования иди коммерческого обозначения правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков. [18]
ГК РФ специально подчеркивается, что договор коммерческой концессии прекращается в случае прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами. Это и понятно, так как в этом случае отпадает необходимый элемент предмета договора. Если это происходит по обстоятельствам, зависящим от правообладателя, на него возлагается обязанность возместить пользователю все убытки, возникшие у последнего в связи с досрочным прекращением договора. [19]
В случае изменения правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, права на использование которых входят в комплекс исключительных прав, договор коммерческой концессии действует в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков. [20]
Статья 1027 ГК РФ определяет, что по договору коммерческой концессии одна сторона ( правообладатель) обязуется предоставить другой стороне ( пользователю) за вознаграждение на срок ( или без указания срока) право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в т.ч. право на фирменное наименование, коммерческое обозначение правообладателя на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания. [21]
Организация пользуется коммерческим обозначением и знаком обслуживания, принадлежащим иностранному юридическому лицу, в соответствии с договором. Относятся ли платежи за использование коммерческого обозначения и знака обслуживания на себестоимость реализованной продукции для целей исчисления налога на прибыль. [22]
Закон предусматривает гарантии интересов пользователя, которые должен учитывать правообладатель, принимая решение изменить фирменное наименование ( коммерческое обозначение), являющееся предметом концессионного договора. Последствия изменения фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, права на использование которых входят в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю, установлены в ст. 1039 ГК РФ. В таком случае договор коммерческой концессии действует в отношении нового фирменного наименования иди коммерческого обозначения правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков. [23]
Пользователь в этом случае имеет право требовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения. Если же прекращается право на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя, то договор коммерческой концессии может быть расторгнут пользователем в односторонем порядке или прекращен. [24]
В составе исключительных прав есть и такие, передача которых пользователю обязательна под страхом признания договора коммерческой концессии незаключенным. Речь идет о правах на фирменное наименование ( фирму) и на коммерческое обозначение правообладателя. В ст. 1027 ПС только эти права названы в качестве основных. Остальные же исключительные права подлежат передаче, если это предусмотрено договором. Что же касается ответа на вопрос, можно ли передать только фирменное наименование или коммерческое обозначение, то он зависит от того, как определять последнее понятие. [25]
Определение понятия коммерческое обозначение правообладателя, которое в законе трактуется как отличное от фирменного наименования, вызывает довольно серьезные трудности. Если фирменное наименование ( фирма) давно известно российскому законодательству, то термин коммерческое обозначение в ГК появился впервые, причем без какой-либо дополнительной расшифровки. [26]
Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента включения юридического лица в реестр юридических лиц. Лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, в отличие от юридического лица использует коммерческое обозначение, охрана которого не урегулирована российским законодательством. Исключительное право на использование коммерческого обозначения возникает с начала фактического пользования им. [27]
Всемирную организацию интеллектуальной собственности ( ВОПС), под интеллектуальной собственностью понимаются права, относящиеся к литературным, художественным; научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям. [28]
Следовательно, предприниматель может и не иметь коммерческого обозначения, тогда как фирма у него есть всегда. Отсюда можно сделать вывод о том, что право на фирменное наименование должно быть передано пользователю во всех случаях. Что касается права на коммерческое обозначение, то оно подлежит передаче, если используется правообладателем для наименования того вида бизнеса, которым намеревается заняться пользователь. [29]
Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента включения юридического лица в реестр юридических лиц. Лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, в отличие от юридического лица использует коммерческое обозначение, охрана которого не урегулирована российским законодательством. Исключительное право на использование коммерческого обозначения возникает с начала фактического пользования им. [30]