Cтраница 2
Органам профессионально-технического образования повысить уровень теоретического и производственного обучения, обеспечить взаимосвязь профессиональной подготовки с общим и политехническим образованием, добиться прочного овладения учащимися знаниями и профессиональными навыками, обратить особое внимание на изучение в профессионально-технических учебных заведениях вопросов научной организации труда, экономики производства и опыта новаторов, широко внедрять в учебный процесс современные технические средства обучения. [16]
Органам профессионально-технического образования предложено повысить уровень теоретического и производственного обучения, обеспечить взаимосвязь профессиональной подготовки с общим и политехническим образованием, добиться прочного овладения учащимися знаниями и профессиональными навыками. [17]
Это означает, что при профессиональном уклоне школа не утрачивает вовсе политехнического характера, политехнизм остается ее главным и основным ядром, но политехническое образование за-эстряется на одном конце для того, чтобы этим концом оно могло непосредственно войти в жизнь. [18]
Статья 121 Конституции СССР закрепляет право граждан СССР на образование и указывает, что это право обеспечивается всеобщеобязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного обучения, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся. [19]
В своих Заметках на тезисы Н. К. Крупской о политехническом образовании, написанных в конце 1920 года, Ленин писал, что нужно поставить безусловным заданием немедленный переход к политехническому образованию или, вернее, немедленное осуществление ряда доступных тогда шагов к политехническому образованию. Такими шагами он считал посещение учащимися электрических станций, выполнение практических работ с электричеством, какие только возможны, ознакомление с производством, посещение совхозов, заводов, устройство маленьких музеев по политехническому образованию и прочее. Ленин указывал при этом что вопросы политехнического образования нельзя ставить отвлеченно, их надо решать в тесной связи с конкретными задачами того или иного этапа социалистического строительства. [20]
Подтверждая необходимость выполнения в срок постановления ЦК от 25 июля 1930 г. о всеобщем обязательном начальном обучении, Центральный Комитет в целях скорейшего осуществления требований Программы партии об общем и политехническом образовании для всех детей и подростков до 17 лет предлагает Совнаркому СССР разработать план всеобщего обязательного семилетнего обучения. [21]
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 февраля 1966 г. № 144 О частичном изменении трудовой подготовки в средней общеобразовательной школе в средних общеобразовательных трудовых школах учащиеся получают среднее общее и политехническое образование и трудовое воспитание, а в школах по перечню, утверждаемому советами министров союзных ( без областного деления) и автономных республик и край ( обл) исполкомами, и профессиональную подготовку. Профессиональное обучение в этих школах проводится за счет времени, выделяемого по учебному плану на трудовую подготовку учащихся, а также в порядке кружковой и других форм внеклассных - занятий. [22]
Коренное социалистическое переустройство страны требует общего подъема культурно-политического уровня рабочих масс. Одной из решающих предпосылок культурной революции является ликвидация неграмотности, введение всеобщего обязательного начального обучения, а также реформа школы и осуществление политехнического образования. Совместно с органами народного образования профсоюзы, привлекая ОДН и другие добровольные организации, должны в кратчайший срок ликвидировать неграмотность среди членов союзов, в первую очередь среди индустриальных и сельскохозяйственных рабочих. Во всей культурной работе должны быть широко применены методы культпохода, соцсоревнования и ударничества. [23]
Коренное социалистическое переустройство страны требует общего подъема культурно-политического уровня рабочих масс. Одной из решающих предпосылок культурной революции является ликвидация неграмотности, введение всеобщего обязательного начального обучения, а также реформа школы и осуществление политехнического образования. Совместно с органами народного образования профсоюзы, привлекая ОДН и другие добровольные орга низации, должны в кратчайший срок. [24]
Таким образом, политехнизм есть правда завтрашнего дня, на которую должна ориентироваться школа в своей работе, но эта правда еще не окончательно воплощена сегодня, и перед школой стоят задачи наряду с политехническим образованием удовлетворить и непосредственные житейские потребности, которые предъявляются к ней. Профессионализм, необходимо соблюдаемый в нашей школе, должен пониматься как уступка жизни, как мостик, перебрасываемый от школьного образования к житейской практике. [25]
Стоя безусловно на позиции, определенной программой РКП в отношении политехнического образования ( см. особенно § § 1 и 8 в отделе программы, посвященном народному просвещению), партия должна рассматривать понижение возрастной нормы для общего и политехнического образования с 17 до 15 лет исключительно как временную практическую необходимость, вызванную нищетой и разорением страны под гнетом войн, навязанных нам Антантой. [26]
Осуществить реорганизацию сети 10-летних школ ( их старших классов) в разные типы городских и сельских средних трудовых школ, учащиеся которых, сочетая учение с работой на предприятиях, в колхозах или специальных мастерских, получают как законченное среднее общее и политехническое образование, так и специальную подготовку к массовой профессии широкого профиля в зависимости от местных потребностей в кадрах. [27]
В своих Заметках на тезисы Н. К. Крупской о политехническом образовании, написанных в конце 1920 года, Ленин писал, что нужно поставить безусловным заданием немедленный переход к политехническому образованию или, вернее, немедленное осуществление ряда доступных тогда шагов к политехническому образованию. Такими шагами он считал посещение учащимися электрических станций, выполнение практических работ с электричеством, какие только возможны, ознакомление с производством, посещение совхозов, заводов, устройство маленьких музеев по политехническому образованию и прочее. Ленин указывал при этом что вопросы политехнического образования нельзя ставить отвлеченно, их надо решать в тесной связи с конкретными задачами того или иного этапа социалистического строительства. [28]
Есипов ( 1894 - 1967)) внимание которого особенно привлекали вопросы организации урока, методов обучения на уроке, места самостоятельной работы учащихся в учебном процессе; Михаил Николаевич Скаткин ( 1900 - 1991), главным научным интересом которого были общие проблемы теории обучения, содержания и методов политехнического образования, вопросы обучения естествознанию в начальной школе; Михаил Александрович Данилов ( 1899 - 1973), ставший впоследствии одним из наиболее известных специалистов в области дидактики, и многие другие педагоги, роль которых еще предстоит оценить. [29]
Библиотеки, библиотечное дело и библиография в Советской России; Внешкольное образование в Советской России; Высшие учебные заведения - в Советской России; Главполитпро-свет; Главпрофобр; Грамотность в Советской России и ликвидация неграмотности; Клубы и клубная работа в Советской России; Культурное строительство и культурная революция в Советской России; Политехнизм и политехническое образование; Рабфаки ( рабочие факультеты) в Советской России; Учительство; Школа. [30]