Cтраница 1
Деятельность преподавателя регламентируется его индивидуальным планом. Индивидуальный план преподавателя предусматривает все виды его работы. Он ежегодно составляется, включая отчет о выполненной работе, преподавателем, рассматривается на заседании кафедры и утверждается руководством факультета, вуза. Основу индивидуального плана составляет учебная нагрузка преподавателя. Она включает все виды аудиторных и внеаудиторных занятий: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельную работу студента, зачеты и экзамены. Единство подготовительного, обучающего и контрольно - корректирующего этапов является предпосылкой повышения эффективности обучения. [1]
Деятельность преподавателя высшей школы сложна и много-планова; она требует от него не только предметной, научной, политической, но и психолого-педагогической и философской вооруженности. В этой связи теория обучения даже в обосновании рационально функционирующего учебного процесса уже конструктивно весьма выразительна. К этому необходимо добавить, что и студенты в своей деятельности значительно отличаются от учащихся средней школы. Их учебная работа соединяет обучение и творческую научную и профессиональную подготовку с высокой степенью самостоятельности в решении задач этой подготовки. [2]
В деятельности преподавателя помимо компонента, связанного с управлением деятельностью учения, есть и компонент по созданию условий учения; на лекции это в основном предъявление учебного материала. Такая обратная связь является опять-таки внутренней, поскольку информация о предмете и способах деятельности поступает в распоряжение ее субъекта. [3]
Свою деятельность преподавателя Лукасевич начал во Львове, где был профессором с 1911 года; с 1920 года он становится профессором Варшавского университета, в 1949 году его приглашают на должность профессора Дублинского университета ( Эйре), где он и читал лекции о логике Аристотеля. [4]
Что касается деятельности преподавателя, то и ее характеристики буквально повторяют характеристики его деятельности, обслуживающей учение предметно-специфическим действиям в основном цикле. [5]
Основными видами деятельности преподавателя, являющегося членом кафедры, являются: педагогическая, научная, общественная, которые он должен совмещать. Далеко не всем такое совмещение удается. [6]
Сводные показатели деятельности преподавателей объединяются в план-отчет кафедры за год, в котором выделяются следующие разделы: довузовская подгот9вка ( по выпускающей кафедре); прием студентов по специальности; контингент студентов факультета по специальностям; выпуск и трудоустройство выпускников; численность профессорско-преподавательского состава; подготовка научно-педагогических кадров кафедры; переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров; учебно-методическая работа; методическое обеспечение учебного процесса; организационно-методическая работа; научно-исследовательская работа; учебная и научно-исследовательская работа студентов; публикаций результатов научной деятельности; организация внешних связей; финансово-хозяйственная деятельность; материально-техническая и учебно-лабораторная база; информатизационная деятельность. По этим же группам показателей кафедра отчитывается за выполнение перспективного пятилетнего плана. [7]
Касаясь оценки деятельности преподавателя вуза, М. С. Дмитриева, например, говорит о необходимости комплексного понимания его квалификаций, ссылаясь при этом на ко. [8]
Раскрывая дидактическую специфику деятельности преподавателей и обучающихся в процессе обучения, следует иметь в виду, что деятельность педагога прямо или косвенно ( например, на основе использования учебного пособия) направлена на организацию деятельности обучающегося. Поэтому в дидактическом аспекте учебная деятельность - это организуемая преподавателем деятельность обучающегося, направленная на решение последним различного класса учебных задач, в результате которых происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развиваются соответствующие личностные качества. [9]
Итак, содержание деятельности преподавателя по управлению самостоятельной работой студентов в учебном процессе заключается в том, чтобы отобрать, систематизировать, предъявить для восприятия обучающимся учебный материал, обеспечить осознание каждым студентом объема и содержания предстоящей работы и необходимости изучения и овладения этим материалом, организовать адекватную этим целям обучения познавательную деятельность каждого студента, предоставить каждому студенту средства и методику самоуправления и самоконтроля в процессе самостоятельной работы над материалом, предусмотреть адекватный и своевременный ( как по содержанию, так и по форме) контроль качества обучения и соответствующие корректирующие воздействия. [10]
Направленность как характеристика деятельности преподавателя указывает на то, к чему он стремится, осуществляй определенные действия. Для управлений очень важно знать направленность действий преподавателя, однако не менее важно также уметь ориентировать эти действия в направлении определенных целей с помощью мотивирования. [11]
Существующая система представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателей и студентов и преследует двуединую цель: обучение и воспитание всесторонне развитого современного специалиста. Сообщая студентам различную научную информацию в плане обучения, развивая и укрепляя навыки в практической деятельности, педагог вместе с тем передает им свои идеи, мировоззрение, свое отношение к науке, воспитывает профессиональное достоинство специалиста. Повседневное общение студентов и преподавателей в процессе познания науки и практической деятельности создает обстановку разностороннего развития специалиста и формирования самостоятельного творческого мышления. [12]
Подчеркнем, что вся деятельность преподавателя направлена лишь на помощь обучающимся в овладении базовыми и методическими знаниями, которые они приобретают в процессе самостоятельного изучения методов решения типовых задач, изложенных, как это было описано выше, в специальных пособиях-руководствах. [13]
В этом случае и обучающая деятельность преподавателя рассматривается нами не только как предоставление каждому студенту структурированной, целенаправленной и мотивированной информации о понятийно-методологическом содержании, способах деятельности и областях использования знаний из данной дисциплины, но и как прямое и косвенное управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью студентов по овладению знаниями и умениями в соответствии с поставленными учебными целями. [14]
Следовательно, создание возможностей для сбалансированной деятельности преподавателей является сегодня чрезвычайно актуальной и важной задачей. [15]