Cтраница 3
Одной из типичных в этом отношении является Школа библиотековедения при Университете Кейс Уэстерн Ризерв ( Кливленд, штат Огайо), основанная в 1903 г. С 1952 по 1970 г. ею руководил известный американский библиотековед Дж. [31]
Автор расстается с читателями с надеждой, что знания, связанные с измерением и оценкой экономической эффективности и применением ее критерия в моделировании структур, механизмов и порядка библиотечной деятельности, в период широкомасштабного использования экономических регуляторов во всех отраслях нашей жизни будут востребованы и окажутся полезными для руководителей библиотек, централизованных библиотечных систем, работников органов управления разных уровней, влияющих на библиотечное строительство, а также библиотековедов, занимающихся вопросами библиотечной экономики. [32]
Требование Минобразования разводить в учебных планах блоки общепрофессиональных и специальных дисциплин предполагает, что один блок имеет существенные отличия от другого. Библиотековеды и библио-графоведы внятно охарактеризовать эти различия затрудняются, еще и из-за в значительной мере туманного представления о месте библиотековедения и библиографоведения в системе наук и соответственно об отнесении библиотечной специальности ( ее точное наименование дать затруднительно, оно постоянно меняется) к этой или иной профессии. [33]
Современные библиотековеды успешно разрабатывают как общие ( принципы, критерии, структура комплектования, моделирование фонда), так и частные вопросы теории комплектования, все шире используя при этом наряду с описательными математические методы решения своих профессиональных библиотековедческих проблем. [34]
Принцип дифференцированного подхода к читателям предполагает всесторонний учет их читательских интересов. Советские библиотековеды придают исключительное значение читательским интересам, считая их важнейшим фактором, привлекающим читателей в библиотеку и удерживающим их в сфере ее воспитательного воздействия. [35]
В последние годы изучение читателей всемерно развивается. Усилия советских библиотековедов направлены на то, чтобы преодолеть разрыв между эмпирическим изучением читателей в отдельных библиотеках и теоретическими обобщениями в масштабе страны. Такие обобщения являются необходимой предпосылкой развития теории и практики работы с читателями и требуют специальных исследований. [36]
Объединение усилий библиотековедов и информатиков, нацеленное на решение этих важных задач, поддержанное представителями многих других отраслей знания, поднимет престиж наших профессий, поможет им занять то высокое место, которого они заслуживают по своей значимости в современном обществе. [37]
Вслед за русскими библиотековедами А. Н. Олениным, М. А. Корфоми др. ( но независимо от них) директор Библиотеки Британского музея А. Паницци поставил перед ней задачу иметь лучшее в мире собрание английской литературы и лучший комплект литературы всех других стран за их пределами. [38]
Очарованные новым термином библиотековеды подчас заявляют, что с его появлением системный подход устарел и должен уступить место синергийному. Однако даже если считать новый подход более прогрессивным, такое заявление сродни утверждению, что с появлением компьютера устарела таблица умножения. [39]
Ленин и книга он предоставил в распоряжение библиотечных работников основные ленинские документы по вопросам библиотечного строительства. Значительно усилилось внимание библиотековедов к изучению ленинских работ по вопросам библиотечного и культурного строительства. [40]
По мнению некоторых зарубежных и советских библиотековедов и ар-рштекторов, каждой библиотеке, независимо от ее типа, вида, накопленных фондов, надо приобретать такое количество книг, равное которому можно одновременно исключить из фондов. Эта позиция, ведущая к замораживанию величины фондов и ухудшению обслуживания читателей, не нашла поддержки в советском и зарубежном библиотековедении по многим причинам. [41]
Над ее решением работают библиотековеды и библиографы всех стран мира. [42]
Подвергается переоценке и нумерационный признак, определяющий механическое присоединение новых поступлений к уже имеющимся фондам. Нумерационные расстановки обычно отрицательно оценивались библиотековедами и практиками. Между тем одна из самых механических расстановок - крепостная, которую забраковал еще I Всероссийский съезд по библиотечному делу ( 1911), против которого выступал в начале XX в. По мере внедрения автоматизированных средств возрастает значение произвольной расстановки как подсобной в массиве изданий, подобранных по какому-либо одному основному признаку. Во вновь создаваемой библиотеке к выработке системы расстановок подходят с особой ответственностью, учитывая перспективы развития фондов и характер читательских запросов. [43]
Во второй половине XIX века в России выдвинулась плеяда библиотековедов ( В. И. Соболыциков, Стасов1, А. А. Красовский, Я. Г. Квасков и др.), которые отводили библиотеке значительное место в системе распространения знаний среди широких слоев населения. [44]
Признание необходимости перемен влечет за собой пересмотр всей технологии библиотечных и информационных процессов, а это обязательно скажется и на содержании преподавания соответствующих дисциплин. Но если в вопросе о путях дальнейшего развития ни у библиотековедов, ни у информатиков нет принципиальных разногласий, то ближайшие практические шаги очень многими понимаются по-разному. Эта проблема, общая для библиотековедения и информации, также будет рассмотрена в следующей главе. [45]