Cтраница 1
Библиотековедение должен быть расширен путем ясно сформулированного дополнения проблемами научно-технической информации. В частности в этом разделе должны быть прописаны все современные компьютерные и сетевые технологии информационной работы, проблемы электронных библиотек, ныне не представленные нигде. Соответствующее предложение в настоящее время разрабатывается в ВИНИТИ. [1]
Библиотековедение относится к сравнительно молодым отраслям знания. Хотя первые попытки определить некоторые положения, связанные с библиотечным делом, появились в России еще в XVIII веке ( например, определение В. Н. Татищевым понятий библиотека и библиотекарий 2, высказывания М. В. Ломоносова о назначении библиотеки Академии наук и др.), библиотековедение как отрасль знания начало складываться в России и за рубежом значительно позднее. [2]
Библиотековедение и библиографоведение являются специальностями. Они функционируют в рамках документально-коммуникационной профессии, вбирающей в себя также информатику, архивоведение, книговедение, музееведение и иные родственные специальности. Поэтому предметы Общее библиотековедение и Общее библиографоведение должны входить в блок не общепрофессиональных, а специальных дисциплин. [3]
Библиотековедение - отрасль знания, изучающая цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования книгами. Основная теоретическая задача библиотековедения - исследование закономерностей развития библиотечного процесса как социального явления, связанного с использованием книжных богатств в общественных интересах. [4]
Раздел библиотековедения Работа с читателями включает такие вопросы, как библиотечное обслуживание на абонементе, в читальных залах, вне библиотеки, устная и наглядная пропаганда книги, руководство чтением в целях самообразования и воспитания, индивидуальная работа с читателем и изучение читательского спроса. Этот круг вопросов рассматривается в советских Учебниках библиотековедения для институтов культуры, книгах X. [5]
Секции библиотековедения были образованы, например, При Русском библиологическом обществе и Русском библиографическом обществе. Однако необходимость углубленной теоретической разработки вопросов библиотечного дела, а также усилившиеся среди библиотекарей России тенденции к объединению вызвали в начале XX века организацию самостоятельных библиотечных обществ в ряде губернских и крупных уездных городов России. [6]
Отставание библиотековедения во многом объяснялось тем, что разработкой теоретических проблем занимались главным образом старые специалисты - их было немного, и они были недостаточно вооружены марксистско-ленинской теорией. [7]
Проблематика библиотековедения значительно расширилась в конце XIX - начале XX века. Подъем революционного движения, рост самосознания народных масс, приобщение к чтению, к библиотеке демократических слоев населения, а также некоторое развитие публичных и появление народных библиотек все настойчивее требовали разработки новых вопросов библиотековедения, например, таких, как социальная и культурная роль библиотеки, самообразовательное чтение и руководство им, привлечение читателей, методы обслуживания их книгой, равномерное размещение библиотек в стране. [8]
Развитие библиотековедения как общественной науки характеризуется также и особой проблематикой исследований, вызванной потребностями всей практики библиотечного строительства в СССР. [9]
Взаимосвязь библиотековедения и информатики во многом определяется отношениями между библиотечным делом и научно-информационной деятельностью. Мы считаем, что эти два самостоятельных вида человеческой деятельности в единой системе научной коммуникации имеют разные задачи и цели, что предопределяет самостоятельность научных дисциплин, которые изучают закономерности этих видов деятельности. [10]
Кафедра библиотековедения Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской проводит в базовых библиотеках серию естественных экспериментов по изучению эффективности выставок в фондах при открытом доступе. [11]
В современном библиотековедении отсутствует научно обоснованная классификация библиотечной политики. [12]
В зарубежном библиотековедении понятие вторичный отбор отсутствует. Исключение составляет Народная Республика Болгария, где Христо Хаджихристов, Василка Младенова и другие библиотековеды восприняли этот термин у советских коллег. [13]
В дореволюционном российском библиотековедении и библиотечной практике привлечением симпатии общества к библиотеке и развитием ее популярности занимались достаточно серьезно. [14]
Технический комитет Библиотековедение сам определяет, какие стандарты ISO, необходимые в библиотечной деятельности, нужно принять в качестве литовских стандартов. [15]