Cтраница 3
Остатки разной глубины отбора характеризуются высокими температурами застывания и значительным содержанием серы. В результате окисления нефтяных остатков могут быть получены дорожные и строительные битумы различных марок. [31]
На битумные установки 19 / 6 и 19 / 10 в качестве основного сырья поступает гудрон с АВТ-2 и АВТ-6 и как разбавитель - III - й вакуумный погон с АВТ-6. Окислением ( кислородом воздуха) гудрона при различных режимах получают 800 - 900 тыс. т / год дорожных и строительных битумов. Кроме того, продукцией битумного цеха являются изоляционные и кровельные марки битумов. Строительные битумы затаривают в крафт-мешки для доставки потребителям пожелез-ной дороге или автотранспортом. [32]
Зависимость содержания кислорода в отработанных газах от температуры размягчения битума при разной температуре окисления в кубе периодического действия. [33] |
Но висят от конкретных задач производ - Л температура размягчения / С ства. Расход воздуха на окисление в типовых кубах емкостью 200 м3 обычно колеблется в пределах 600 - 1800 м3 / ч; средняя температура-окисления при производстве дорожных и строительных битумов составляет 220 - 280 С. Длительность цикла работы куба весьма различна - от 20 до 100 ч и зависит не только от продолжительности операций, связанных непосредственно с окислением, но и от условий отгрузки продукции, так как куб используется и как емкость для хранения. Для обеспечения непрерывной выработки битумов на установке сооружают несколько кубов и соответствующим образом совмещают циклы их работы. [34]
Под эффективным использованием нефти понимают и наиболее полное извлечение из нее бутзнов и пентанов - сырья для производства синтетического каучука, а также извлечение эре-нов - сырья промышленности пластических масс и искусственных волокон, жидких и твердых алканов, используемых в микробиологическом синтезе и производстве поверхностно-активных веществ. Эффективное и рациональное использование нефти предусматривает детальное изучение свойств сырья, тщательную сортировку нефтей, с тем чтобы обеспечить в необходимых объемах производство малосернистого электродного кокса, дорожных и строительных битумов. [35]
Режимы работы кубов на разных заводах различны, поскольку зависят от свойств сырья, марки получаемого битума, способа поддержания теплового баланса и других факторов. В общем, расход воздуха на окисление в кубах вместимостью 200 м3 обычно меняется от 600 до 1800 м3 / ч, средняя температура окисления при производстве дорожных и строительных битумов - от 220 до 280 С. [36]
Головным процессом переработки нефти ( после ЭЛОУ - элек-трообессоливающей установки) является атмосферная перегонка ( AT - атмосферная трубчатка), где отбираются топливные фракции ( бензиновые, осветительного керосина, реактивного и дизельного топлив) и мазут, используемый либо как компонент котельного топлива, либо как сырье для последующей глубокой переработки. Остаток вакуумной перегонки - гудрон - служит при необходимости для получения остаточных масел или как сырье для глубокой переработки с получением дополнительного количества моторных топлив, нефтяного кокса, дорожного и строительного битума или же в качестве компонента котельного топлива. [37]
В целом для сравнительного анализа эффективности переработки ПБ предложены следующие варианты и соответствующие им технологические схемы процессов: топливнококсовый, маслянобитумный, битумный и термокаталитический крекинг. Сравнительный анализ ТЭО промышленной переработки нефтебитуминозных пород по данным вариантам показал, что наиболее экономически выгодным является маслянобитумный вариант переработки Эффективность данного способа переработки обусловлена значительным выходом, кроме основных продуктов - технических масел, дорожных и строительных битумов, вторичных продуктов - дизельных тоапив, элементарной серы и углеводородных газов. Предлагается также схема комплексного использования минеральной части нефтебитуминозных пород, го что в Канаде выбрасывается в отвал, с извлечением редких металлов, минералов, получением адсорбентов, катализаторов ( или носителей катализаторов), получением хрусталя и технического стекла, различных наполнителей, огнеупорных силикатных эмалей и красок, тепло и гидроизоляционных материалов, формовочных и асфальтобетонных смесей. [38]
Головным процессом переработки нефти ( после ЭЛОУ - электро-обессоливающей установки) является атмосферная перегонка ( AT - атмосферная трубчатка), где отбираются топливные фракции ( бензиновые, осветительного керосина, реактивного и дизельного топлив) и мазут, используемый либо как компонент котельного топлива, либо как сырье для последующей глубокой переработки. С) вакуумного газойля - сырья для последующей переработки на установках каталитического крекинга или гидрокрекинга с получением, главным образом, компонентов моторных топлив, либо узкие дистиллятные масляные фракции, направляемые далее на последующие процессы очистки ( селективная очистка, депа-рафинизация и др.) Остаток вакуумной перегонки - гудрон - служит при необходимости для получения остаточных масел или как сырье для глубокой переработки с получением дополнительного количества моторных топлив, нефтяного кокса, дорожного и строительного битума или же в качестве компонента котельного топлива. [39]
Топливо на битумных установках расходуется на нагрев сырья и на сжигание газов окисления. Расход топлива на нагрев сырья не является оправданным для экзотермического процесса производства битумов окислением. На сжигание газов окисления в зависимости от вида сырья и марки получаемого битума расход топлива неодинаков, что объясняется разным количествам воздуха ( и, следовательно, объемом газов окисления), необходимого для обеспечения заданной степени окисления продукта. При использовании гудрона западно-сибирских нефтей, требующего повышенного расхода воздуха на производство дорожных и строительных битумов, расход топлива, достаточный для сжигания газов окисления, соответствует 10 кг у. [40]
Топливо на битумных установках расходуется на нагрев сырья и на сжигание газов окисления. Расход топлива на нагрев сырья не является оправданным для экзотермического процесса производства битумов окислением. На сжигание газов окисления в зависимости от вида сырья и марки получаемого битума расход топлива неодинаков, что объясняется разным количеством воздуха ( и, следовательно, объемом газов окисления), необходимого для обеспечения заданной степени окисления продукта. При использовании гудрона западно-сибирских нефтей, требующего повышенного расхода воздуха на производство дорожных и строительных битумов, расход топлива, достаточный для сжигания газов окисления, соответствует 10 кг у. [41]
Общие энергетические затраты на производство 1 т окисленных битумов для большинства заводов составляют 40 - 60 кг у. Для снижения энергии на перекачивание следует заменить окисление в трубчатых реакторах окислением в колоннах, предпочтительно с квенчинг-секцией. Целесообразно также заменять паровые поршневые насосы центробежными с электроприводом. Опыт показал, что насосы типа НГ и НК пригодны для перекачивания не только гудронов, но и дорожных и строительных битумов при наличии резервного парового поршневого насоса и обеспечении прокачивания линий горячими масляными фракциями. В то же время эти насосы потребляют примерно в пять раз меньше энергии на перекачивание единичного объема жидкости по сравнению с обычно используемыми паровыми поршневыми насосами типа ПДГ. [42]
Зависимость содержания кислорода. [43] |
Получение таких битумов имеет свои особенности. С углублением окисления ухудшается использование кислорода в реакциях окисления и, следовательно, уменьшается количество тепла, выделяющегося в единицу времени. Так как тепловые потери в течение всей стадии окисления практически постоянны, происходит снижение температуры окисляемого материала, и реакция окисления может прекратиться. Для обеспечения нужной глубины окисления температуру в жидкой фазе поддерживают более высокой ( до 300 С), чем температуру окисления при производстве дорожных и строительных битумов. [44]
Получение таких битумов имеет свои особен ности. С углублением окисления ухудшается использование кислорода в реакциях окисления и, следовательно, уменьшается количество тепла, выделяющегося в единицу времени. Так как тепловые потери в течение всей стадии окисления практически постоянны, происходит снижение температуры, окисляемого материала, и реакция окисления может прекратиться. Для обес -, печений нужной глубины окисления температуру в жидкой фазе поддерживают более высокой ( до 300 С), чем температуру, окисления при производстве дорожных и строительных битумов. [45]