Cтраница 4
Рассмотрим особенность вузовского учебного процесса, которая характеризует одну из важнейших сторон деятельности студентов в овладении специальностью. [46]
Формирование культуры чувств в процессе изучения общественных наук наиболее успешно проходит в самостоятельной общественно-политической деятельности студента: лекторская, научно-исследовательская работа по общественным наукам, участие в государственных мероприятиях. Общественные науки в значительной степени воздействуют на прочность социально-политических позиций личности. [47]
Из практики работы университета мы знаем, что гораздо поучительнее наблюдать за деятельностью студента, чем просматривать представленную им работу; школьные педагоги, безусловно, согласятся с нами. К этому я еще вернусь более подробно; здесь замечу лишь, что это и есть исходный принцип для глобальной оценки успеха обучения. Однако мне известно, что повсюду существуют законы, регламентации, установки, предписывающие совершенно иные формы контроля. Университеты большинства стран являются, пожалуй, единственными заведениями, в которых программа, само преподавание и контроль сосредоточены в одних и тех же руках. Они могут, если потребуется, привести программу в соответствие с преподаванием и не нуждаются в отделении преподавания от проверки. Они обязаны, если только могут, подавать пример и придавать экзаменам остроту отбора. [48]
Таковыми для преподавателя вуза являются умения: устанавливать взаимоотношения со студентами, организовывать деятельность студентов, систематически и объективно оценивать знания обучаемых, рационально использовать время на занятии, предусмотреть возможные затруднения студентов в усвоении конкретного материала и некоторые другие. [49]