Cтраница 1
Персонализм не тождествен индивидуализму, наоборот, он противостоит ему, потому что именно личность способна на подлинную коммуникацию, открыта другому, она существует в мире и устремлена к миру. Трансцендирование, по мнению Мунье, представляет собой путь преодоления. Ницше, считавшим, что человек создан для того, чтобы преодолевать себя. Принцип преодоления является силой, тесно соединяющей принцип экстериориза-ции и принцип интериоризации и не дающей интериоризации превратиться в субъективизм, а экстериоризации в вещизм, - писал Мунье. [1]
Персонализм - это специфическая форма социальной утопии, предполагающая, что распространение принципов персонализма в конечном итоге изменит все общество, разрешит все социальные проблемы и конфликты современности, потому что духовно преобразованный человек, ставший личностью, сумеет преодолеть все трудности бытия современного человечества. [2]
Персонализм - теистическая тенденция в западной философии, полагающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации, - дает сходные оценки состояния человеческой коммуникации. [3]
Персонализм - философское течение, появившееся в конце XIX в. Высшей духовной ценностью и первичной реальностью признает личность, которая понимается как духовный первоэлемент бытия. [4]
Персонализм как философское направление, для которого человек является в первую очередь действующей личностью, а не просто абстрактным мыслящим субъектом, возникает, формируется в XX веке. Среди социально значимых причин его появления историки философии называют глубокий экономический кризис конца 20 - начала 30 - х годов, утверждение тоталитарных и фашистских режимов в ряде стран Европы и Азии. Именно тогда встали во всей своей остроте вопросы специфики личностного бытия человека, его смысла, на которые искали ответ задолго до появления персонализма и другие философские школы. [5]
Личность в персонализме не ограничена другими личностями, общественными и политическими структурами. [6]
Коммуникация в философии персонализма - общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии, что становится противовесом доктрине общественного договора, так как его участники воспринимают и осознают друг друга только в свете своих обоюдных обязательств - абстрактно и безлично. [7]
Мунье утверждал, что персонализм родился как протест против тоталитаризма и в защиту личности, потому что последняя является не ячейкой общества, а вершиной, с которой берут начало все пути, ведущие в мир. [8]
Неопозитивизм, прагматизм, персонализм пытаются лишить категорию причинности онтологич. Так, один из основоположников и руководителей Венского кружка неопозитивист Шлик пытается доказать, что представление о причине как пек-ром активном производящем начале несовместимо с совр. [9]
Ройса, а позднее персонализма. [10]
Основная идея Штерна - идея персонализма: личность - как психофизически нейтральное единство. [11]
Теннман ( ученик Тейхмюллера) представляет персонализм, В. Фрей-ман - неореализм, правый социал-демократ А. Тыниссон и др. проповедуют национализм, шовинизм н расистские теории. [12]
Известный во всем мире иерусалимский философ-экзистенциалист, представитель диалогического персонализма, Мартин Бубер ( 1878 - 1965) в своем творчестве пытался совместить ценности иудаистс-кой и христианской традиций, возродить хасидизм. [13]
Критически оценивая разрешение этих проблем в экзистенциализме, персонализме, неотомизме, франц. Альтюссера) были проведены по проблемам гуманизма, взаимоотношения теории и практики, философии и идеологии. [14]
В русле классического антисциентизма решается проблема специфики философии в современном персонализме. Его представители также исходят из противопоставления рациональному подходу к постижению мира иррационализма, рассматривая его как реакцию на недостатки определенной формы рациональности. Лишь новое понимание рациональности и ее синтез с верой составляют сущность философии в персоналистском понимании. [15]