Персонализм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Каждый подумал в меру своей распущенности, но все подумали об одном и том же. Законы Мерфи (еще...)

Персонализм

Cтраница 3


Признание личности ( на латинском языке persona) первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, по мнению одного из основоположников персонализма Поля Рикера, является значительно более перспективным для философских исследований, чем философствование с помощью таких понятий, как сознание, субъект, индивид. Другой основоположник персонализма Эмманюэль Мунье считает, что становление человека-личности совпадает с общим движением человеческой истории к цивилизованному способу бытия, к подлинной культуре и духовности. Хотя, по мнению персоналистов, в основе философии лежит положение о множественности существований, сознаний и воль личностей, однако они сохраняют главный принцип теизма - сотворенность мира Богом как верховной личностью. В отличие от других философских направлений, персоналисты обращаются к конкретному человеку, понимаемому во всем многообразии его проявлений и видов деятельности.  [31]

Личность для персоналистов - важнейшая онтологическая категория, она - самопроявление бытия, непрерывное существование которого определяется волевой активностью человека и его непрекращающейся деятельностью. С точки зрения персонализма личность характеризуют три основных параметра, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом: экстериоризация, интериоризация и трансценденция. Экстериоризация представляет собой самоосуществление человека во внешнем мире, а интериоризация предполагает углубленную саморефлексию, анализ личностью своего мира. Оба этих процесса обладают глубинной связью и направленностью на постижение сверхкатегориального трансцендентного бытия, познание которого выходит за пределы того, что можно постичь при помощи естественных познавательных способностей и что дается только в акте веры. При этом в процессе трансцендирования личность соотносится с высшими божественными ценностями - истиной, добром и красотой.  [32]

МАК-ТАГГАРТ ( McTaggart) Джон Эллис ( 1866 - 1925), англ, философ. Истолковывал гегелевскую философию в духе персонализма, сочетая ее с учением Г. В. Лейбница о монадах: основа мира - духовное сообщество личностей.  [33]

Мунье и его французских коллег, разнообразные протестантские и методистские - в трудах американских персоналистов. Анализ бытия и смысла существования человека персонализм осуществляет, не только обращаясь к историко-философским традициям и теологическим трудам, но и прибегая к исследованию текстов художественной литературы, которая также выступает своеобразным свидетелем истины, раскрывая конкретно-исторический и одновременно универсальный характер бытия человека.  [34]

К экзистенциализму близко такое религиозно-философское течение, как персонализм.  [35]

Штерна и даже укрепилось и упрочилось, получив дальнейшее развитие, - это чисто интел-лектуалистическое воззрение на детскую речь и ее развитие. И нигде ограниченность, внутренняя противоречивость и научная несостоятельность философского и психологического персонализма Штерна, его идеалистическая сущность не выступают с такой самоочевидностью, как именно в этом пункте.  [36]

Перестройке подверглись рассмотренные нами ведущие философские направления - прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, неопозитивизм.  [37]

Включает работы известного германского философа-экономиста Петера Козловски. Первая из них, Прощание с марксизмом-ленинизмом, посвящена причинам краха марксистско-ленинской идеологии, а в очерках автор рассматривает персонализм как альтернативу марксизму-ленинизму.  [38]

Во французском персонализме сильна также традиция понимания социальной обусловленности личностного существования, им создана концепция третьего пути, не тождественного ни капитализму, ни социализму.  [39]

Классовый смысл этого явления был вскрыт Лениным, указавшим, что буржуазия, из страха перед растущим и крепнущим пролетариатом, поддерживает все отсталое, отмирающее, средневековое ( Соч. Волна мистики, открытой поповщины и суеверий поднимается все выше в бурж. К такого рода течениям относятся неотомизм и персонализм. Фомы Аквинского, а персоналисты считают, что природа - это средство общения бога с человеч.  [40]

Лосский, для к-рого действительность - совокупность идеальных, сотворенных богом субстанциальных деятелей. В современной буржуазной философии спиритуалистических взглядов придерживаются сторонники персонализма, к-рые считают реальный мир иерархией духов-личиостий, завершающейся личностью бога.  [41]

После 2 - й мировой войны церковь пошла по пути модернизации этого учения. Его эволюция нашла отражение в документах II Ватиканского собора ( особенно в конституции Гаудиум эт спес), в эн-цикликах пап Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла II. Сейчас для теоретического обоснования этого учения наряду с неотомизмом довольно широко используются идеи католического персонализма, тей-ярдизма, экзистенциализма и других течений. При сохранении в основе социального учения католической церкви старого категорийного аппарата в нем появились новые моменты-например - открытость к изменяющемуся миру, что нашло отражение в часто применяемом понятии знамения времени, под которым подразумеваются новые явления общественной жизни. В теологический лексикон вошло понятие развитие, право частной собственности защищается, но не абсолютизируется, допускается возможность отчуждения частной собственности в интересах общего блага; особо подчеркивается, что церковь не связывает себя ни с одной политической системой; церковь отказалась от практики анафемствования инакомыслящих и перешла к диалогу с ними, а также с неверующими.  [42]

В наши дни неотомизм переживает глубокий кризис. Отсюда в рамках религиозной философии получают развитие другие философские направления, и среди них персонализм, который представляет собой теистическую антропологическую доктрину. Он возник в начале 30 - х годов XX века как реакция мелкобуржуазных слоев на деперсонализацию общественной жизни.  [43]

В философской литературе принято считать, что наибольшего влияния философия жизни достигает в первой четверти XX века, уступая в дальнейшем место экзистенциализму и другим персоналистски ориентированным философским направлениям. Несмотря на действительно имевшее место потеснение популярности философии жизни со стороны философской антропологии, персонализма и экзистенциализма ( особенно в период после Второй мировой войны), ее идеи не сходили со сцены и не теряли самостоятельного значения.  [44]

Такое расхождение возникло не случайно. Кстати, и в немарксистской философии XX века также сложились две разные ориентации: на человека ( философская антропология, персонализм, экзистенциализм и другие) и на науку ( неопозитивизм, аналитическая философия, структурализм и другие), отношения между которыми далеки от дружественных.  [45]



Страницы:      1    2    3    4