Cтраница 2
Персонализм - это специфическая форма социальной утопии, предполагающая, что распространение принципов персонализма в конечном итоге изменит все общество, разрешит все социальные проблемы и конфликты современности, потому что духовно преобразованный человек, ставший личностью, сумеет преодолеть все трудности бытия современного человечества. [16]
Онуфриевич ( 1870 - 1965), философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. [17]
В работах французского персоналиста Эмманюэля Мунье ( 1905 - 1950) изложены программные основания этого философского направления ( Манифест персонализма), обобщается опыт борьбы философов-персоналистов за человеческую личность во времена фашизма ( Что такое персонализм. Персонализм во всей полноте представлена аргументация персоналистской философии. [18]
МАК-ТАГГАРТ, Джон Зллис ( 1866 - 1925) - англ, философ, взгляды к-рого близки неогегельянству и персонализму, осн. [19]
В заключение мы хотели бы показать, что эта черта не случайна, что она неизбежно вытекает из философских предпосылок персонализма. Штерна, и всецело обусловлена ими. [20]
Признание личности ( на латинском языке persona) первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, по мнению одного из основоположников персонализма Поля Рикера, является значительно более перспективным для философских исследований, чем философствование с помощью таких понятий, как сознание, субъект, индивид. Другой основоположник персонализма Эмманюэль Мунье считает, что становление человека-личности совпадает с общим движением человеческой истории к цивилизованному способу бытия, к подлинной культуре и духовности. Хотя, по мнению персоналистов, в основе философии лежит положение о множественности существований, сознаний и воль личностей, однако они сохраняют главный принцип теизма - сотворенность мира Богом как верховной личностью. В отличие от других философских направлений, персоналисты обращаются к конкретному человеку, понимаемому во всем многообразии его проявлений и видов деятельности. [21]
Примерами плюралистической концепции могут служить монадология Лейбница, полагавшего, что мир - это совокупность замкнутых в себе духовных единиц - монад, а также прагматизм, персонализм и некоторые другие направления буржуазной философии. [22]
В современной буржуазной философии различают следующие направления: позитивистские, представленные различными школами неопозитивизма; иррационалистические, такие, например, как экзистенциализм; религиозные, наиболее типичные из которых - неотомизм, персонализм и протестантская теология кризиса. Названные течения не исчерпывают все существующие буржуазные философские школы. К ним относятся также феноменология, прагматизм, философская антропология и др. Вся эта совокупность названных течений развивается в русле идеалистического мировоззрения. [23]
В работах французского персоналиста Эмманюэля Мунье ( 1905 - 1950) изложены программные основания этого философского направления ( Манифест персонализма), обобщается опыт борьбы философов-персоналистов за человеческую личность во времена фашизма ( Что такое персонализм. Персонализм во всей полноте представлена аргументация персоналистской философии. [24]
Философия жизни возникает в 60 - 70 - х годах XIX века, наибольшего влияния достигает в первой четверти XX века; впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и другие. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как, во-первых, неогегельянство с его стремлением создать науки о духе как живом и творческом начале, в противоположность наукам о природе ( так, В. Дильтей может быть назван и представителем неогегельянства); во-вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезности для жизни; в-третьих, феноменология с ее требованием непосредственного созерцания явлений ( феноменов) как целостностей, в отличие от опосредствующего мышления, конструирующего целое из его частей. [25]
Основные произведения: Manuel de philosophie moderne, 1842 ( Руководство по современной философии); Manuel do philosophie ancienne, 1844 ( Руководство по древней философии); Essais de critique generale, 1854 - 1864 ( Опыты общей критики); Le personalisme, 1903 ( Персонализм) и другие. [26]
В работах французского персоналиста Эмманюэля Мунье ( 1905 - 1950) изложены программные основания этого философского направления ( Манифест персонализма), обобщается опыт борьбы философов-персоналистов за человеческую личность во времена фашизма ( Что такое персонализм. Персонализм во всей полноте представлена аргументация персоналистской философии. [27]
Мари-тен н др. - пытаются путем фальсификации данных науки доказать ее совместимость с религией и необходимость подчинения разума религ. Персонализм теснее связан с протестантизмом. [28]
Персонализм, соединенный с энергетизмом, был представлен в лице Рэдулеску-Мотру. [29]
В мире Фомы сущими оказываются в конечном счете индивиды. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных скрытых сущностей - деятелей, душ, духов, сил. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице. [30]