Cтраница 1
Деятельность учения реализуется целым рядом исполнительных действий и операций различных уровней в иерархии дайной; деятельности. Исполнительными учебными действиями первого-уровня, посредством которых собственно и осуществляется преобразование внешне заданных знаиий и действий SB усвоенные уча-щимися знания и действия, являются уяснение содержания учебного материала и его отработка, освоение. [1]
Деятельность учения, как и любая другая, имеет определенное предметное содержание, которое и должно быть проанализировано прежде всего. Мы разделяем мнение, что процесс деятельности учения обязательно включает в себя акты той предметно-специфической деятельности, умением выполнять которую учащийся должен овладеть. [2]
В деятельности учения различаются средства осваиваемого предметно-специфического акта и средства актов собственно учения, из которых особое значение имеет группа средств актуализации предметно-специфического акта, а в пределах этой группы - схема его ориентировочной основы. Далеко не во всех случаях эти средства являются техническими. [3]
Исторически деятельность учения является производной от трудовой деятельности, наряду с игрой, а также с познавательной теоретической деятельностью, которая сама является производной от практической трудовой деятельности, от ее познавательного компонента, который постепенно с расширением и усложнением задач практической трудовой деятельности приобрел относительно самостоятельное значение, автономизировался и превратился из компонента практической деятельности как только деятельности мозга в теоретическую деятельность личности со своими психическим познавательным и исполнительным компонентами. Основной задачей теоретической деятельности является получение развернутых и по возможности более полных знаний о природе и человеке как объектах практической деятельности. [4]
Однако деятельность учения не сводится к усваиваемой деятельности - в ней имеются и другие, - собственно познавательные компоненты. [5]
Однако деятельность учения - по крайней мере в соответствующей методике обучения - выступает как лишь несамостоятельная со стороны учащегося / Об этом свидетельствует тот факт, что роль преподавателя не ограничивается созданием необходимых условий деятельности учения, а включает также управление ею по ходу ее процесса; как и усваиваемые предметно-специфические действия, действия собственно учения выполняются учащимися на основе инструкций, получаемых в устной форме и посредством печатных материалов - учебных карт. Особенно заметным несамостоятельный характер деятельности учения, реализуемой по этой методике, становится в отношении действий, направленных на трансформацию присваиваемого умения или знания. [6]
Предмет деятельности учения может быть представлен теми или иными фрагментами знания, составляющего ориентировочную основу усваиваемой деятельности, или частью умения выполнять саму эту деятельность; в других случаях это полное по своему составу умение ее выполнять, но с такими характеристиками, которые подлежат изменению в ходе учения. Иначе говоря, предмет деятельности учения есть то, что в ее процессе достраивается до желаемого продукта, который, вслед за Д. Б. Элькониным [153], мы понимаем как желаемые изменения в самом учащемся. Они, таким образом, состоят либо в приобретении некоторого понятия, умения или его фрагментов, либо в их трансформации. [7]
При осуществлении деятельности учения учению, когда перед учащимся стоит цель - присвоить умение учиться, усвоение предметно-специфических знаний и умений в принципе должно рассматриваться тоже как побочный продукт, наряду с получаемым при этом деловым, вещным продуктом. [8]
Внешние условия деятельности учения - это суммарная характеристика физической и психологической среды, в которой она производится. Существенным их компонентом являются те или иные показатели состава и температуры воздуха в учебном помещении, атмосферного давления, уровня акустического шума, освещенно. Другая со -, ставляющая включает характеристики партнеров по учебной деятельности: возрастные, анатомо-физиологи-ческие, личностные особенности как сотоварищей, так и обучающих лиц. [9]
Генез субъекта деятельности учения включает в себя и создание у учащегося установки на немедленное ее выполнение. Этот подкомпонент обучения выполняется в последнюю очередь: все наличные к данному моменту подсистемы субъекта приводятся в боевую готовность. [10]
В этом случае деятельность учения оказывается лишенной своего ос: новного средства. [11]
Данный функциональный компонент деятельности учения направлен на подготовку всех видов средств деятельности учения. [12]
Помимо основного продукта деятельности учения, который генетически связан с ее предметом, в ней производятся ряд побочных продуктов, обязанных своим происхождением другим ее структурным моментам или их компонентам. Естественно, не все они представляют одинаковый интерес с точки зрения упомянутых проблем. К числу значимых в этих отношениях продуктов должен быть причислен прежде всего деловой продукт 10, получаемый в качестве прямого результата усваиваемой в учении деятельности. К ним же относится и измененный субъект самой деятельности учения. С точки зрения решения проблем обеспечения учебной мотивации и научной организации учебного труда не менее важным представляется и учет такого отрицательного продукта, как утомление, развившееся в результате деятельности. [13]
С содержанием предмета деятельности учения имеет место весьма своеобразная ситуация. В учении учащийся непосредственно работает с объектами и знаниями о них, задаваемыми R обучении. Поэтому часто именно социальный опыт знаний и действий и считается предметом деятельности, учения. Однако, строго говоря, предметом этой деятельности является опыт субъекта, преобразуемый в учении по линии дополнения его новыми знаниями и умениями, и переструктурирования за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта. [14]
Методика актуализации готовности к деятельности учения: дипл. [15]