Cтраница 4
Оценка противоизносных свойств смазочных масел относительна. Дело в том, что условия испытания масел выдерживаются не настолько жесткими, чтобы разрушить гидродинамический смазочный слой и вызвать задир или заедание зубьев шестерен. Поскольку для определения этой характеристики предложены испытательные приборы различных типов с различным режимом испытаний, показатель, применимый ко всем типам масел, получить не удалось. Противоизносные свойства устанавливают только для данного метода и режима испытаний. [46]
Кроме того, пленки, образуемые продуктами разложения масла на горячих поверхностях зубьев шестерен, оказывают благоприятное действие при скольжении, снижая коэффициент трения и повышая несущую способность. Однако неорганические пленки, образуемые противозадирными присадками и имеющие пониженную прочность на сдвиг по сравнению с исходным металлом, являются значительно более эффективными в предотвращении заедания зубьев шестерен из черных металлов. [47]
Фланкированием называется изменение бокового профиля зуба исходной рейки с целью обеспечения плавного входа сопряженных зубьев в зацепление. Прямые некорригированные или высотнокорригированные неукороченные зубья рекомендуется фланкировать для ослабления шума и уменьшения динамических нагрузок, вызываемых ошибками в основном шаге, и в случаях, когда приходится опасаться заедания зубьев. [48]
Заедание зубьев ( рис. 140, в) заключается в местном молекулярном сцеплении контактирующих поверхностей под действием высокого давления в условиях отсутствия смазочной пленки. Разрушения контактов происходят с вырыванием частиц с одной поверхности, которые потом царапают трущиеся поверхности. В заедании зубьев превалирующую роль может играть выдавливание масляной пленки вследствие высоких давлений или понижение вязкости и защитной способности масла от нагрева, связанного с большими скоростями скольжения. Обычно заедания происходят при совместном действии высоких давлений и больших скоростей. [49]