Cтраница 2
Интенсивно идут исследования деятельности учителя в США. В 1950 г. в Атлантик-Сити на ежегодном заседании Американской научно-педагогической ассоциации был образован Комитет по изучению критериев эффективной деятельности учителей. Комитет стал инициатором издания капитальных квалиметрических трудов, среди которых Руководство по исследованию педагогической деятельности ( 1971), Энциклопедия педагогической оценки ( 1985) и другие. Изучением педагогической деятельности занимаются научно-исследовательские центры всех известных американских университетов. [16]
Обучение - процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни. [17]
Он предполагает описание деятельности учителя и ожидаемой деятельности учащихся с возможными вариантами. [18]
Только в химическом кабинете деятельность учителя и учащихся может быть рационально организована, обеспечивая максимальную эффективность использования учебного времени. Это достигается научной организацией рабочих мест учителя и учащихся, системой учебного оборудования и вспомогательными принадлежностями, пособиями и другими средствами. [19]
К этим трем этапам деятельности учителя, главным образом на уроках, следует добавить еще два: подготовительный, о содержании которого мы говорили выше, и внеурочный, куда входит внеклассная и воспитательная работа, а также работа с родителями. Причем в подготовительный этап надо включить и анализ учителем своей деятельности, ибо без такого анализа невозможна подготовка к работе над следующей учебной темой. [20]
Ориентир на основные виды деятельности учителя математики является определяющим при формировании его профессиональных умений. [21]
В рамках преподавательского процесса пересекается деятельность учителей, инструкторов, лекторов, разработчиков и организаторов проведения в жизнь образовательных проектов, а также работников, помогающих ориентироваться в сфере образования и профессионального обучения, консультантов по вопросам выбора карьеры, специалистов в области обучения взрослого населения и административного персонала. [22]
Влияние средств массовой информации на деятельность учителя проявляется и в том, что их воздействие протекает параллельно с изучением учебных предметов. Поэтому информационная деятельность учителя должна учитывать предшествующий опыт учащихся и предусматривать обобщение и систематизацию их знаний. Очевидно, в дальнейшем удельный вес информационной деятельности учителя как первичного источника знаний будет уменьшаться и учителю необходимо будет все чаще обращаться к средствам массовой информации и компьютерной технике. [23]
Обучение - это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение. [24]
Применение ТС в учебном процессе видоизменяет деятельность учителя в направлении усиления ее стандартизации. Учитель в этом случае строит свои действия в соответствии с заранее запрограммированным учебным материалом, заложенным в средствах обучения. Эффективность использования ТСО во многом зависит от педагогического мастерства учителя. Поэтому проблему интенсификации процесса обучения следует рассматривать на основе целенаправленной подготовки учителя к педагогической коммуникации, применению в учебном процессе средств информации во взаимосвязи с традиционными методами и средствами обучения. В этом процессе значительная роль принадлежит умениям учителя управлять познавательной деятельностью обучаемых. [25]
Такое постоянное диагностирование означает включение в деятельность учителя компонента исследования, открытия. [26]
Другой, не менее важной стороной деятельности учителя является то, что на практике ему приходится осваивать и совершенствовать классное руководство, воспитательную работу, учиться поддерживать дисциплину на уроках, организовывать экскурсии, вовлекать учащихся в художественную самодеятельность, находить контакт с родителями, и много иных аспектов, являющихся общими как для учителей всех специальностей, так и для преподавателей математики, и в органической связи с предыдущими аспектами составляющие единый процесс обучения. [27]
Следует отметить, что пока еще такая деятельность учителей в большинстве школ не налажена. Учителя, работающие с одними и теми же учащимися, действуют разобщенно, и каждый из них бессистемно, в меру желания, способностей и интуиции, занимается изучением учащихся и коллектива класса. Поэтому нередки случаи, когда учитель, плохо зная своих учащихся, допускает ряд ошибок в своей деятельности, не может наладить с детьми правильные, гуманные, разумные взаимоотношения. [28]
Но мы сейчас должны анализировать не всю деятельность учителя, а лишь ее контрольно-оценочный компонент. Поскольку деятельность учителя бесплодна без встречной деятельности учащихся ( что нашло некоторое отражение и на приведенной схеме), то контрольно-оценочная деятельность учителя в учебном процессе неэффективна без контрольно-оценочной деятельности учащихся. [29]
И в этом главную роль должна сыграть деятельность учителя, одна из самых значительных в обществе. [30]