Cтраница 2
![]() |
Нарезание конических колес. [16] |
Обкатка применяется для сглаживания шероховатостей на рабочих поверхностях зубьев незакаленных колес. [17]
Так как колеса не прирабатываются ( твердость рабочих поверхностей зубьев колес больше 350 НВ), то для определения КИп надо знать коэффициент tyd. [18]
Типичным примером контактного усталостного разрушения является питтинг рабочих поверхностей зубьев колес. Питтинг сосредоточивается на участках зуба, близких к начальной окружности. Это объясняется тем, что при обычных значениях коэффициента перекрытия ( е 1 2 - 1 8) на этих участках нагрузку несет один зуб, а на участках, близких к головке и ножке, - два. Кроме того, на средних участках профиля происходит перекатывание без скольжения, тогда как на участках у головки и корня имеет место также проскальзывание. Эти участки подвергаются шлифующему действию сопряженных поверхностей, удаляющему поверхностные повреждения, но со временем приводящему к искажению эвольвентного профиля. [19]
Типичным примером контактного усталостного разрушения является питтинг рабочих поверхностей зубьев колес. Питтинг сосредоточивается на участках зуба, близких к начальной окружности. Это объясняется тем, что при обычных значениях коэффициента перекрытия ( е 1 2 - н 1 8) на этих участках нагрузку несет один зуб, а на участках, близких к головке и ножке, - два. Кроме того, на средних участках профиля происходит перекатывание без скольжения, тогда как на участках у головки и корня имеет место также проскальзывание. Эти участки подвергаются шлифующему действию сопряженных поверхностей, удаляющему поверхностные повреждения, но со временем приводящему к искажению эвольвентного профиля. [20]
При действии пиковой нагрузки проверяют статическую прочность рабочих поверхностей зубьев колеса. [21]
Межосевое расстояние а передачи определяют из условия прочности рабочих поверхностей зубьев колеса по рис. 7.9 в зависимости от номинальной мощности на валу червяка PiHOM, частоты вращения червяка nt и передаточного числа и. [22]
![]() |
Эпюры моментов для червяка. [23] |
При наличии в спектре нагрузок пиковых моментов Г Ик проверяют статическую прочность рабочих поверхностей зубьев колеса, а также их статическую изгибную прочность. [24]
![]() |
Эпюры моментов для червяка. [25] |
При наличии в спектре нагрузок пиковых моментов Г к проверяют статическую прочность рабочих поверхностей зубьев колеса, а также их статическую изгибную прочность. [26]
В подобных случаях следует предусмотреть при конструировании червячной передачи возможность компенсации износа рабочих поверхностей зубьев колеса и витков червяка и удобство замены сработавшихся деталей. Экономия цветного металла может быть достигнута, если сконструировать червячное колесо составным, из обода и центра ( см., например, фиг. [27]
В передачах с колесами из оловянных бронз ( мягкие материалы) усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев колеса наиболее опасно. Возможно изаедание, которое проявляется в намазывании бронзы на червяк. Сечение зуба постепенно уменьшается, при этом передача может еще продолжать работать длительное время. Заедание в венцах колес из твердых бронз ( алюминиевых) переходит в з а д и р с последующим катастрофическим изнашиванием зубьев колеса частицами бронзы, приварившимися к виткам червяка. Этот вид разрушения зубьев встречается наиболее часто. Для предупреждения заедания рекомендуется тщательно обрабатывать поверхности витков и зубьев, применять материалы с высокими антифрикционными свойствами. [28]
В передачах с колесами из оловянных бронз ( мягкие материалы) усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев колеса наиболее опасно. Возможно и заедание, которое проявляется в намазывании бронзы на червяк; сечение зуба постепенно уменьшается, при этом передача может еще продолжать работать длительное время. [29]
Для ответственных передач, работающих в тяжелых условиях, а также при ограниченных габаритах рабочие поверхности зубьев колес термообрабатываются до твердости НВ 400, при этом их сердцевина делается более мягкой, а следовательно, и более пластичной. [30]