Cтраница 4
Следует, однако, отметить, что испытуемая червячная передача во время работы при пг 400 об / мин ( Vc - 2 77 м / сек) вышла из строя вследствие заедания рабочих поверхностей зубьев колес и витков червяка. [46]
После первого пуска турбины и работы ее на номинальных оборотах в течение 1 - 2 ч производят осмотр пары, обращая внимание на: 1) величину поверхности зацепления и правильность зацепления пары по следу наработки на рабочих поверхностях зубьев колеса и цвету ниток червяка; 2) наличие во впадинах между зубьями червячного колеса и в камере переднего подшипника бронзовой пыли; 3) заусеницы на кромках зубьев червячного колеса. При обнаружении каких-либо ненормальностей следует устранить дефект. [47]
Попытки применить тонкослойное покрытие зубьев червячных колес для повышения их противозадирной стойкости ( например, сульфидирование), равно как и искусственное смещение пятна контакта в выходную зону, дают лишь временный эффект; через несколько десятков часов червячные передачи прирабатываются, покрытие стирается, а пятно контакта распространяется на всю рабочую поверхность зуба колеса, в том числе и на входную зону, опасную в отношении задира. [48]
![]() |
Зубодолбежный станок мод. 514. [49] |
Зубообрабатывающие станки можно разделить на три основных группы: а) по назначению - для нарезания цилиндрических колес с прямыми и винтовыми зубьями, нарезания червячных колес, конических колес с прямыми и криволинейными зубьями, шевронных колес и зубчатых реек; б) по виду инструмента и технологии обработки - на зубофрезерные, зубострогальные, зубодолбежные, шевинговальные, зубопротяжные, зубошлифовальные, зубохонин-говальные, зубопритирочные и зубозакругляющие; в) по классу чистоты обрабатываемой поверхности зубьев - на станки для чистовой обработки зубьев, предварительного нарезания зубьев и для доводки рабочих поверхностей зубьев колес. [50]
В формулы (3.5) - (3.9) следует подставлять [ о ] к для колеса, изготовляемого, как правило, из материала, имеющего более низкие значения механических характеристик, чем материал шестерни. Твердость рабочих поверхностей зубьев колеса также обычно ниже, чем шестерни. Для косозубых передач с большой разностью твердостей поверхностей зубьев ( для колеса НВ 320, для шестерни HRC 50) рекомендуется принимать [ а ] к равным среднему арифметическому из допускаемых контактных напряжений, определенных для шестерни и колеса, но не свыше 1 25 [ о ] к колеса для косозубых и не свыше 1 15 [ т ] к колеса для шевронных передач. [51]
Поступающие на сборку зубчатые и червячные колеса, а также червяки и другие детали передач должны быть полностью обработаны, промыты и высушены. На рабочих поверхностях зубьев колеса или червяка, предназначенного для точных и тяжелонагруженных передач, не должно быть заусенцев, забоин, задиров, царапин и других погрешностей. [52]
Соотношение твердости рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса не может быть выбрано произвольно. Если твердость рабочих поверхностей зубьев колеса ss; HB350, то в целях выравнивания долговечности зубьев шестерни и колеса, ускорения их приработки и повышения сопротивляемости заеданию твердость поверхностей зубьев шестерни всегда назначается больше твердости зубьев колеса. [53]
Если шероховатость одной и той же поверхности на отдельных участках различна, то эти участки разграничивают сплошной тонкой линией с нанесением соответствующих размеров и обозначений шероховатости. Обозначение шероховатости рабочих поверхностей зубьев колес, эвольвентных шлицев, витков червяка, если на чертеже не приведен их профиль, наносят на линии делительной окружности. [54]
![]() |
Варианты расположения собачки по отношению к храповому колесу. [55] |
В зависимости от расположения зубьев на храповом колесе различают храповые механизмы с внешним, внутренним и торцевым зацеплением. Как правило, рабочие поверхности зубьев яранового колеса направлены радиально. Возможны три варианта расположения собачки по отношению к зубу храпового колеса ( рис. 53): ось вращения собачки расположена выше нормали к рабочей поверхности зуба, на нормали, ниже нормали. [56]
Для обеспечения длительной и безаварийной работы редукторов необходимо во время каждого текущего и капитального ремонта производить ревизию редуктора и проверять его центровку. При ревизии редуктора проверяют состояние рабочих поверхностей зубьев колес и качество их зацепления, параллельность осей зубчатых колес в горизонтальной плоскости, межцентровое расстояние, отсутствие скрещивания осей, осевой разбег, состояние подшипников и зазоры в них. [57]
В-числителе указаны значения Kffv Л я прямозубых колес, в знаменателе-для косозубых. Коэффициент Kpv определяется: при твердости рабочей поверхности зубьев колеса г2 НВ350 по зависимости Кр0 2Kffv - 1 Л прямозубых колес и Кръ - ЗКнъ-2 для косозубых; при HRC3s45 Kpv KffV для прямозубых колес и Kpt 2KffV - 1 Для косозубых. [58]
Поступающие на сборку зубчатые колеса должны быть полностью закончены обработкой, промыты и высушены. Заусенцы, забоины, задиры, царапины и другие погрешности на рабочих поверхностях зубьев колес, предназначенных для точных и тяжелонагруженных передач, не допускаются. [59]
![]() |
Мгновенный контакт на.| Мгновенный контакт на зубьях колеса в глобоидной передаче.| Силы, действую-щие в червячном зацеплении. [60] |