Cтраница 3
Проведенный выше анализ опыта учителей и результатов исследований уже показал значимость влияния разумной организации учебного процесса на разные стороны обучения и воспитания. Однако один вопрос пока что остался вне проведенного анализа, а именно - вопрос о проблемном обучении, с идеями которого многие связывают и решение проблемы обучения и развития, и повышение эффективности обучения в современных условиях. [31]
Процесс обучения складывается из совокупности последовательных и совместных действий учителя и учащихся. При руководящей роли учителя у учащихся формируются знания, умения, навыки, развиваются познавательные и творческие способности, воспитываются качества личности советского гражданина. Для повышения эффективности обучения и воспитания особое значение имеет тщательная подготовка учителя к каждому своему уроку. Учитель должен быть мастером своего дела, работать не по шаблону, творить, принимая во внимание постоянно меняющиеся конкретные условия. [32]
Поскольку формирование индивидуальных психологических различий подчиняется общим закономерностям, учащиеся дифференцируются на группы по типу механизма решения травмоопасной ситуации. Цель, поставленная перед обучением, обуславливает содержание, структуру, методы и средства учебной информации. Поэтому повышения эффективности обучения является ция цели для учебной группы с определенным типом ма решения травмоопасной ситуации. [33]
Однако в основном личность ребенка формируется в школьные годы. Поэтому особенно важно закладывать в детях основы правильного поведения, а также учить их безопасным приемам и методам труда именно в этот период. В целях повышения эффективности обучения объем преподносимого материала не должен быть слишком большим, чтобы не утомлять учеников, содержание должно излагаться живо, с конкретными примерами, желательно в ходе обучения предлагать ученикам самим решать какие-нибудь конкретные задачи. [34]
Какой же способ обучения безопасным методам труда является наиболее эффективным. Большинство специалистов сходятся на том, что техника и методика обучения должны разрабатываться применительно к конкретным опасностям, с учетом возраста и уровня образования обучаемых. Это способствует повышению эффективности обучения. Как уже отмечалось, большую роль в этом смысле играют прогрессивные технические средства при обучении. Опыт разработки и применения ТСО показывает, например, что количество опрошенных увеличивается примерно в 16 раз. ТСО позволяют также существенно усилить и улучшить потоки информации в каналах прямой и обратной связи, повысить наглядность и убедительность, доходчивость и действенность обучения, сократить расходы на проведение обучения. Так, например, в нефтяной промышленности, по данным ВНИПИнефть, экономический эффект от внедрения программ для программированного обучения рабочих и тренажеров составил около 20 тыс. руб. Применение ситуационного обучения на автотранспортных предприятиях Минав-тотранса РСФСР повышает безопасность перевозок на 15 - 20 % по сравнению с традиционными методами и формами обучения. [35]
Большое внимание уделяет Сефибек Рамазанович повышению эффективности обучения математике, постоянно совершенствуя его формы и методы. [36]
Особенность дополнительного профессионального образования в том, что слушатели осознанно приходят к мысли о необходимости получения дополнительных знаний, повышения квалификации, поэтому, с одной стороны, они очень требовательны к уровню преподавания дисциплин, заявленных в программе, с другой стороны, имеют высокий потенциал способностей к самообразованию, саморазвитию личности. Последние позволяют преодолевать последствия быстрого устаревания отдельных знаний и умений. Кроме того, они необходимы и для повышения эффективности обучения, и для адаптации к профессиональной деятельности, и для повышения потенциала профессионального мастерства, и обеспечения конкурентоспособности выпускников. С этих позиций степень сформированное умений самообразования может служить особым критерием конструирования учебных программ. Как показывает опыт, учебный процесс, построенный с включением технологий формирования подобных умений, оказывается более результативным, а выпускники увереннее чувствуют себя на рабочих местах и продвигаются по служебной лестнице. [37]
И то и другое протекает во взаимовлиянии и взаимовоздействии. Это также закономерная особенность учебного процесса, определяющая его эффективное формирующее влияние на студентов. Прежде всего надо совершенствовать те его аспекты и компоненты, которые ведут к повышению формирующей эффективности обучения и самостоятельной работы. Этой цели должно быть подчинено все. [38]
О возросших возможностях человеческого фактора на современном этапе говорит и то, что около 35 млн. человек, занятых в народном хозяйстве, - специалисты с высшим и средним специальным образованием. Съезд ставит задачу создания единой системы непрерывного образования. В этих целях нужно последовательно реализовать реформу общеобразовательной и профессиональной школы, настойчиво добиваться повышения эффективности обучения и воспитания, обеспечить компьютерную грамотность учащихся, коренным образом улучшить подготовку молодежи к самостоятельной жизни и труду. [39]
Следующим недостатком практики оптимизации является ожидание некоторыми педагогами немедленного высокого эффекта. Если же возникают затруднения и задержки, то в некоторых школах снижают активность в работе по оптимизации обучения, забывая при этом, что сами темпы нарастания эффективности обучения зависят от предшествующего опыта работы, от стиля деятельности учителей и учащихся: при благоприятных стартовых условиях эффект приходит быстрее; при недостаточно благоприятных исходных позициях он придет, естественно, позже. Поэтому надо не снижать, а настойчиво продолжать и усиливать работу по внедрению оптимизации, несмотря на затруднения, и она неизбежно, закономерно приведет к повышению эффективности обучения, его качества, к экономии времени и усилий учеников и учителей. [40]
Рассматриваемая проблема имеет еще один аспект, связанный с вопросами финансирования высшей школы. Принятая с 1956 г. практика определения численности профессорско-преподавательского персонала вузов по так называемым штатным коэффициентам ( норматив числа студентов на одного преподавателя) остается неизменной до настоящего времени. При этом штатные коэффициенты практически не корректировались, несмотря на количественное и качественное изменения содержания труда преподавателей, что привело к значительной интенсификации педагогического труда; это связано не столько с повышением эффективности обучения, сколько с механическим возрастанием обязанностей преподавателя, увеличением числа проводимых им учебных занятий. Такое положение не способствует повышению качества подготовки специалистов. Решение этой проблемы неразрывно связано с уменьшением штатных коэффициентов, что, в свою очередь, определяется объемами финансирования соответствующих статей расхода и в определенной степени ограничениями трудовых ресурсов. Однако в настоящее время затраты на высшее образование не предопределяются потребностью высшей школы в финансировании, не выявлены количественные связи между затратами на высшее образование, качеством подготовки специалистов и динамикой процесса расширения воспроизводства. [41]
В первом случае компания рассматривает себя как инкубатор для взращивания специалистов, во втором - выступает покупателем готового работника с уже сложившимися знаниями, и сам работник должен позаботиться о том, чтобы привлечь работодателя. У каждого подхода есть свои преимущества, но и тот и другой следует применять с учетом стратегических корпоративных целей. Если людей рассматривать как корпоративный капитал, то обучение - не что иное, как способ приумножения этого капитала. Программы по повышению эффективности обучения также можно отнести к капиталу, и предприятию третьего тысячелетия следует подумать об обучении как одном из основных способов развития работников. [42]
Пусть это будут ваши сокурсники, друзья, родственники, да почти кто угодно. Посмотрите, не можете ли вы привлечь их к выполнению своих планов по повышению эффективности обучения и в свою очередь помочь им своей поддержкой. [43]
В преподавании курса ТСО мы широко используем технические средства и программированное обучение. По всему курсу ТСО разработаны обучающие и контрольные программы, а также учебные пособия: плакаты, кододиапозитивы, диафильмы, кинофильмы, электрифицированный обучающий стенд. Все это дает возможность в отведенное для занятий вре я без дополнительной перегрузки студентов давать им необходимый минимум знаний, умений и навыков. Причем технические средства не только выступают здесь как объекты непосредственного изучения их студентами, но и в комплексе с учебными пособиями становятся средствами, способствующими повышению эффективности обучения. [44]
Общеизвестно, что в отличие от учащегося школы или студента вуза память взрослого человека в среднем менее объемна, он быстрее утомляется, ему труднее долгое время концентрировать внимание. С другой стороны, взрослый человек обладает существенным преимуществом, которого, как правило, нет у более молодых людей, - хорошо развитыми навыками мышления. Именно поэтому программа обучения взрослых требует гораздо большей четкости и строгости в определении понятий, структурированности учебного материала, системной представленности отдельных элементов курса. Продуманная и практически обоснованная структура учебной программы дает возможность максимизировать эффект обучения именно за счет включения наиболее сильных сторон взрослых слушателей в работу по усвоению учебного материала. Помочь в повышении эффективности обучения может и учет в учебном процессе преобладающего у конкретного слушателя типа презентации - способа восприятия информации. Гриндер, 1992) выделяют три основных типа презентации, связанных с превалированием у индивида той или иной модальности: 1) визуальной ( зрительной), 2) ау-диальной ( слуховой) или 3) кинестетической. Оказалось, что они в разной степени присущи разным людям. [45]