Cтраница 2
В периодическом законе раскрывается и такая черта закона отрицания отрицания, как повторение в процессе развития пройденных ступеней на новой, высшей основе. [16]
Появление нестационарной кинетики - это типичное проявление закона отрицания отрицания в развитии-химических знаний. Еще совсем недавно, в 1950 - х годах, в острой полемике с теориями неоднородной поверхности катализаторов рождалось учение Г. К. Борескова о потере энергетической пересыщенности свежеприготовленных катализаторов в ходе реакции и о достижении ими стационарного состояния. [17]
Как, быть может, никакой другой закон диалектики, закон отрицания отрицания требует при своем установлении строго конкретного подхода. [18]
Характерной чертой поступательного, прогрессивного развития, совершающегося в соответствии с законом отрицания отрицания, является повторяемость на качественно ином, более высоком этапе развития некоторых черт, сторон, особенностей низшего качества. [19]
Нам, разумеется, нетрудно было бы их примирить - - знание закона отрицания отрицания могло бы обуздать разыгравшиеся страсти. Развитие науки идет по спирали; человечество через определенный срок вновь подходит к, казалось бы, заброшенной в анналах истории теории, но уже овладевшим новыми знаниями, на более высоком уровне понимания процессов. [20]
Разумеется, необходимость перехода от капитализма к коммунизму Маркс выводит не из закона отрицания отрицания, а из конкретного анализа закона движения капиталистического способа производства. Но, получив этот вывод путем чисто фактического исследования, Маркс констатирует, что процесс возникновения, развития и гибели капитализма подчиняется закону отрицания отрицания, и эта констатация, в свою очередь, позволяет ему еще глубже понять общую закономерность всего этого процесса, в том числе и особенности будущего общества. [21]
СПИРАЛЬ В РАЗВИТИИ - образное описание развития, применяемое Энгельсом и Лениным при характеристике закона отрицания отрицания. Эта особенность развития может быть представлена в виде наглядного образа раскручивающейся по вертикали С. [22]
Прослеживая общую тенденцию развития капиталистического способа производства, Маркс устанавливает, что это развитие подчиняется общему диалектическому закону отрицания отрицания. Этот закон проявляется в связи капиталистического способа производства с предшествующими общественными формациями, с одной стороны, и с будущей, коммунистической формацией - с другой. [23]
Прослеживая общую тенденцию развития капиталистического способа производства, Маркс устанавливает, что это развитие подчиняется общему диалектическому закону отрицания отрицания. Этот закон проявляется в связи капиталистического способа производства с предшествующими общественными формациями, с одной стороны, и с будущей, коммунистической формацией - с другой. Выявление действия этого закона применительно к эпохе капитализма в целом лежит в основе гениального вывода Маркса об исторической неизбежности экспроприации экспроприаторов. Маркс показал, что капитализм развивается из мелкого производства, основанного на частной собственности работника на его средства производства. Капиталистический способ производства, а следовательно, и капиталистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Но капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Первоначальное единство труда и собственности доводится при капитализме до крайнего разрыва, но имманентная диалектика развития производства необходимым образом ведет к восстановлению этого единства на более высоком уровне, который создается социализмом. [24]
Итак, в системе химических элементов в целом, как в зеркале, отразились важнейшие черты закона отрицания отрицания: связь и преемственность между старым и новым, сохранение новым качеством ряда сторон, свойств, элементов структуры, связей старого качества, повторяемость в форме периодичности на новых этапах ( на качественно иной основе) отдельных сторон, свойств, присущих ранее пройденным этапам. [25]
В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики: закон отрицания отрицания, закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей. Эти законы не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития. [26]
Уместно отметить, что методика расчета разветвленных магнитных цепей в историческом плане развивалась постепенно в полном соответствии с законом отрицания отрицания. [27]
Сопоставим эту установку на отрицание как уничтожение структуры одной из ступеней социального развития с общим пониманием характера поступательного развития и с сутью закона отрицания отрицания. Гегель так характеризовал поступательность развития: поступательное движение состоит в том, что оно начинается с простых определенностей и что последующие определенности становятся все богаче и конкретнее. Ибо результат содержит в себе свое начало, и дальнейшее движение этого начала обогатило его ( начало) новой определенностью... На каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу своего предыдущего содержания и ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения... Само развитие, по Гегелю, триадично, связанное с отрицанием-снятием и синтезом. Применительно к политической практике, к социально-экономическим структурам, где имеется лишь две последовательные их формы и возможность их синтезирования, диалектический подход должен был привести к установкам на объединение частной и общественной собственности при ведущей роли общественной. [28]
Но, получив этот вывод путем чисто фактического исследования, Маркс констатирует, что процесс возникновения, развития и гибели капитализма подчиняется закону отрицания отрицания, и эта констатация, в свою очередь, позволяет ему еще глубже понять общую закономерность всего этого процесса, в том числе и особенности будущего общества. [29]
Принцип соответствия носит черты оптимизма и преемственности в познании; одновременно он обнаруживает глубокую внутреннюю связь с универсальным философским законом развития - законом отрицания отрицания. Опыт Майкельсона-Морли явился как бы отрицанием классической механики. Теория более высокого уровня - специальная теория относительности - сняла полное отрицание механики Ньютона, утвердив ее справедливость в определенных границах применимости. В качестве тем для рефератов предлагаются следующие вопросы: гносеологическая необходимость и ценность метода абстрагирования при формировании понятий механики; философское сравнение принципов относительности Галилея и Эйнштейна; эвристическая ценность теоретических знаний по механике в техническом творчестве инженеров. [30]