Cтраница 3
Одной из серьезных проблем, стоящих перед разработкой цивили-зационной теории общественного развития, является поиск системообразующих признаков. В основе цивилизационного подхода лежит реальный факт усиления взаимосвязи и взаимозависимости, глобализации основных проблем человечества, осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми, групповыми, национальными. [31]
Более того, цивилизационный подход позволяет рассматривать культуру во всем ее объеме, не исключая ни одного структурного элемента. С другой стороны, сам переход к цивилизации может быть понят только с учетом того, что он явился узловым пунктом формирования культуры. [32]
Цивилизационный подход в современной системе социальных наук еще не устоялся, хотя заявил о себе достаточно убедительно. Отдельные социологи и историки в основу цивилизационного подхода кладут не экономические, а духовные ценности. [33]
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственными требованиями ( Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки вьгаускников высшей школы по циклу Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Содержание дидактических единиц этих требований раскрывается на основе цивилизационного подхода. Учебное пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, делая основной акцент на месте России в этом процессе. Предназначено для студентов вузов всех специальностей, учащихся колледжей, техникумов, лицеев, гимназий, школ и всех тех, кто интересуется проблемами истории. [34]
Предлагаемое пособие подготовлено на основе курса лекций по истории России, который читался на экономическом факультете МГУ, а также специальных курсов, прочитанных в ценфах повышения квалификации и переподготовки преподавателей истории в МГУ, РГГУ, Институте всеобщей истории РАН. Он основан на единой авторской концепции, опирающейся на принципы цивилизационного подхода. Принципы цивилизационного подхода к истории, особенно культурной, разрабатываются давно и продуктивно в мировой и отечественной науке. [35]
Оба подхода - и формационный, и Цивилизационный - имеют право на существование в экономической и других социальных науках. Сильной стороной формационного подхода является учет экономических факторов развития, сильной стороной цивилизационного подхода - учет других чисто социальных факторов развития человеческого общества. [36]
Именно в конце 80 - х - начале 90 - х годов были предприняты попытки осмыслить природу уходящей социальной системы и особенности присущей ей социальной стратификации в контексте цивилизационного подхода и исторического опыта России. [37]
Цивилизационный подход лишен классовых условностей, поэтому в настоящее время он более распространен по сравнению с другими. Вместе с тем, следуя цивилиза-ционному подходу, можно вогнать специфику развития разных стран и регионов в общую схему, лишив их самобытности и уникальности; в этом таится опасность цивилизационного подхода. [38]
Предлагаемое пособие подготовлено на основе курса лекций по истории России, который читался на экономическом факультете МГУ, а также специальных курсов, прочитанных в ценфах повышения квалификации и переподготовки преподавателей истории в МГУ, РГГУ, Институте всеобщей истории РАН. Он основан на единой авторской концепции, опирающейся на принципы цивилизационного подхода. Принципы цивилизационного подхода к истории, особенно культурной, разрабатываются давно и продуктивно в мировой и отечественной науке. [39]
Цивилизационный подход к исследованию общества и в целом исторического процесса преодолевает ограниченность формационного подхода и в то же время дополняет его. Он более основательно выражает происходящие в современном мире интеграционные процессы в области производства, экологии, культуры, всеобщую взаимозависимость народов и их общие, выходящие за рамки отдельных общественно-экономических формаций интересы. В то же время цивилизационный подход имеет свои границы, скажем, он направлен более на анализ различных культур, чем социально-экономических отношений. Так что при социологическом анализе соответствующих проблем имеет смысл применять оба указанных подхода - форма-ционный и цивилизационный - в их диалектическом сочетании. [40]
Сказанное выше отнюдь не означает, что формационная парадигма лишена каких-либо недостатков, в том числе и весьма существенных. Но если верно изречение omnia cognoscitur per comparationem ( все познается в сравнении), то недостатки эти могут быть лучше поняты, очевидно, в ходе сравнения формацион-ной парадигмы с другой, противостоящей ей. В такой оппозиции по отношению к концепции формаций в настоящее время находится цивилизационный подход к крупномасштабному членению исторического процесса. [41]
В основе восточной формы социального бытия лежит институт государственной собственности, примат власти и ориентация на преобразование внутреннего мира человека. Культурно - цивилизационный подход к обществу учитывает не только его внешнюю, институциональную сторону, но и внутреннюю, ментальную сторону. Под менталыюстыо понимается совокупность бессознательных и сознательных готовностей индивида и группы людей действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом, связь активно интенциональных форм бессознательного и сознательного. Такими формами являются архетипы и идеи. [42]
Оно не претендует на глубокую научность, но им удобно пользоваться при анализе исторического материала. Как видно из определения, при цивилизационном подходе в центре исторического процесса - человек с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающаяся система. Такой подход позволяет освободиться от марксистского экономического редуционизма, то есть от жесткой привязки любых исторических явлений к экономическому интересу, способу производства. [43]
Теперь столь же истово повторяют слова цивилизация, цивилизационный подход, тоже не давая себе труда вдуматься в их смысл. Для многих не имеет никакого значения, что именно эти слова означают. Им просто нужно показать, что и они не лыком шиты, что они поднялись на уровень самой передовой в мире западной исторической науки. Многим даже в голову не приходит, что суть цивилизационного подхода состоит в отрицании существования человечества как единого целого, а тем самым и в отрицании мирового исторического процесса. [44]
Необходимо подчеркнуть, что западная историческая наука в большей своей части считает, что цивилизационные различия имеют значения лишь в культурном плане, в общеисторическом же - несущественны. Главное: одни страны - богатые, другие - бедные, одни - развитые, другие - отсталые. История обществ делится чаще всего на три ступени: традиционное общество - индустриальное общество - постиндустриальное ( или информационное) общество, Предлагается руководствоваться при оценке исторического пути только идеей материального и научно-технического прогресса и степенью ее реализации. Однако жизнь общества не сводима к достижениям науки, техники и их применению. Принципы цивилизационного подхода позволяют изучать мир более широко и полно под девизом: единство в сочетании с многообразием. [45]