Cтраница 4
Режим работы электрической цепи называется режимом короткого замыкания, если внешнего сопротивления нет. Мысль, выраженная в нем, неопределенная, расплывчатая, непонятная. Надо немало поломать голову, чтобы разобраться, о чем идет речь. А дело все в том, что в этом рассуждении нарушен закон тождества. В первых двух предложениях встречается одно и то же выражение: нет внешнего сопротивления. Во втором предложении под термином сопротивление подразумевается элемент электрической цепи - резистор. [46]
Из множества факторов формирования залежей газа, очевидно, ведущим является тектонический режим регионов, определяющий в итоге термодинамические условия подземных вод. Тектонический режим существенно влияет на онтогенез нефти и газа. Так, при отрицательных эпейрогенических движениях в связи с ростом температуры в осадочных породах усиливаются процессы генерации УВ. При подъеме территории УВ начинают выделяться в свободную фазу и формируют залежи. Эти знакопеременные движения действуют подобно поршню: при опускании территории ( рост давления и температуры) усиливаются процессы генерации УВ, при подъеме территории УВ вытягиваются в свободную фазу. Уже наличие залежей свободного газа указывает на то, что эти системы в течение своего геологического развития неоднократно находились в состоянии перенасыщения. Вместе с тем следует подчеркнуть, что перенасыщенные водонапорные системы мы фиксируем крайне редко. Последнее обусловлено не их отсутствием, а неустойчивостью таких систем. То, что залежи своими корнями уходят в водонапорные системы, подтверждается законом геохимического тождества природных газов водонапорных систем: геохимическому типу водорастворенных газов соответствует аналогичный тип газов газовых залежей. [47]
Несомненно, эта аксиома ( что целое больше части) своей достоверностью обязана не индукции, а разуму, ибо у разума вообще нет другой цели и другого назначения, как обобщать данные чувств, чтобы освобождать нас от докучного труда повторения, чтобы предвосхищать, заменять, сберегать чувственный опыт и чувственное созерцание. Но разве разум делает это совершенно самостоятельно, не имея основания к тому в чувстве. Разве тот или другой отдельный случай, чувственно воспринятый мной, является отдельным в абстракции. Разве чувственное восприятие не является необходимым подтверждением того, что есть. Разве, следовательно, высший закон мышления, закон тождества, не есть в то же время закон чувственности, разве не опирается, в конце концов, этот закон мышления на истинность чувственного созерцания. [48]