Cтраница 1
Научный закон представляет собой высказывание об объективно существующей связи между явлениями и о такой связи, которая существует независимо от человека. [1]
Научный закон представляет собой обобщение, которое предполагается справедливым в отношении какого-либо явления природы. [2]
Если научный закон устанавливает отношение между частями явления и обеспечивает возможность предвидеть ход их развития, - речь идет о законе частей. Если же он относится к целостному явлению, - речь идет о законе целого. Из законов частей наиболее значимыми являются причинные ( каузальные) законы. Они выражают причинно-следственную связь между явлениями. Такая связь существует тогда, когда одно явление ( причина) вызывает другое явление как целостность, когда оно ему предшествует, а также тогда, когда оно ему не предшествует и не вызывает его существования как целостности, но вызывает в нем изменения. Из законов целого важнейшими являются статистические. Это высказывания отражающие тот факт, что в массе явлений всегда существует значительная доля таких, которые развиваются в соответствии с данными законами. Иначе говоря, они показывают, как многократно повторяющиеся случайности определенным образом перерастают в необходимость. Статистические законы определяют вероятность наступления некоторого единичного события, а также необходимость того или иного развития для массы явлений определенного вида. [3]
Для научных законов характерно, что они исключают из системы огромное число переменных и рассматривают только поведение, которое при этом трактуется согласно познанным законам. Кибернетика имеет дело с поведением, а не с субстанцией. Существенная особенность ограничения состоит в том, что обычно оно выгодно. Без ограничения система становится турбулентной и неуправляемой. [4]
За основу классификации научных законов принимаются различные критерии. Некогда принятое деление законов на эмпирические и рациональные в настоящее время не используется, поскольку было признано, что не существует ни чисто эмпирического, ни чисто рационального познания. Чаще всего законы делят: на законы частей и законы целого, законы общие, особенные и отдельные, а также законы природы, общества и психики. [5]
Ленинская критика субъективно-идеалистической интерпретации научного закона сегодня так же актуальна, как и в начале века. Современные неопозитивисты рассматривают научное познание не как познание объективных законов развития природы и общества в сознании человека в форме определенных понятий, а как установление определенного порядка, соотношения между явлениями. [6]
Видимо, в назначение научных законов входит и проверка каких-либо модемных построений. Если модели и гипотезы согласуются с природой, закон их подтвердит, в противном случае - отвергнет. [7]
Видимо, в назначение научных законов входит и проверка каких-либо модельных построений. Если модели и гипотезы согласуются с природой, закон их подтвердит, в противном случае - отвергнет. [8]
Высшей формой научного знания является научный закон. Как мы уже подчеркивали, научное познание мира представляет собой процесс раскрытия сущности явлений этого мира, для чего явления подвергаются описанию, объяснению и предпринимаются попытки их предвидения. Однако, хотя для научного познания явлений необходимо их описание, науку нельзя свести лишь к собиранию и описанию фактов. Напротив, она требует их объяснения - путем установления связей, существующих между элементами того или иного явления, а также путем установления взаимосвязи самих явлений. Это объяснение наука дает в форме научных законов. В этом смысле открытие научных законов представляет собой действительно основную цель научного труда, ибо установленные научные законы являются основой для предвидения будущего хода событий и направления человеческой деятельности в определенное русло. Мир выступает как закономерное движение материи, а наше познание в состоянии отразить эту закономерность, которая, до тех пор пока мы ее не откроем, представляется нам слепой необходимостью. Пока мы не знаем закона природы, он, существуя и действуя помимо, вне нашего познания, делает нас рабами слепой необходимости. Раз мы узнали этот закон, действующий... [9]
В познании практикой проверяется правильность различных научных законов, теорий и гипотез. Она выступает как критерий истины. В обучении же усваиваются истины, хотя и известные преподавателю, но не известные обучаемым, и здесь практика также является критерием истины, при этом, во-первых, обучаемые убеждаются в справедливости тех или иных положений теории и тем самым создаются лучшие условия восприятия и закрепления знаний; во-вторых, проверяются знания обучаемых и умение применять полученные знания к решению практических задач и, в-третьих, приобретаются навыки в применении полученных знаний в практической работе. [10]
Научное предвидение - описание на основе научных законов явлений природы, которые в дашшй момент неизвестны, но могут возникнуть или быть изучены в будущем. [11]
Степень теоретичности науки определяется обеспеченностью ее соответствующими научными законами. Напомню, что гипотезы и теории отличаются тем, что первые строятся на известных фактах и их увязке, а в основе вторых лежит комплекс признанных закономерностей и определенный свод выявленных законов. Поэтому важнейшей задачей теоретической геологии современного периода следует считать установление законов геологической природы. [12]
Наличие указанных признаков у всех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение для исследователей. [13]
Наличие указанных признаков у всех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение для исследователей. При анализе действия закона и формулировании его содержания исследователь должен по возможности исчерпывающе оговаривать условия такого действия. Поэтому утверждения типа индивиды всегда стремятся образовывать социальные группы не являются социальными законами, поскольку в них не оговорены условия их действия. В то же время утверждение типа деловой, конструктивный социальный конфликт в организации всегда разрешается после устранения причин его возникновения, если не повлияют внешние ( внеорганизационные) факторы и не произойдет перераспределения ресурсов внутри организации описывает действие социального закона, поскольку четко оговорены его условия. Очевидно, что невозможно полностью избежать в организации влияния внешних факторов и добиться того, чтобы материальные ресурсы, информация, влияния не перемещались внутри организации. [14]
Струве не может не знать, что всякий научный закон, а вовсе не один только закон ценности, понимался в средние века в религиозном и этическом значении. [15]