Понимание - общество - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Извините, что я говорю, когда вы перебиваете. Законы Мерфи (еще...)

Понимание - общество

Cтраница 1


Понимание общества как некоторого баланса противостоящих сил дает ключ к пониманию того, почему Вебер отказывается от попыток рассматривать социальные структуры в качестве чего-то целого. Социология, с его точки зрения, это изучение сознательного ( understandable) поведения индивидов в обществе, а такие коллективные образования, как государство, нация, семья, не действуют, не поддерживают себя и не функционируют. Между индивидами существует важная связь, которая может способствовать стабилизации общества. Действие каждого человека ориентировано на действия других, и люди придают специфическую ценность тем коллективным образованиям, в которых они участвуют. Но это не значит, что эти коллективности существуют в виде некоторых целостностей высшего порядка.  [1]

Понимание общества воплощено в теории прогресса. Лавров считал, что ведущей силой, органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм. В качестве побудительных причин деятельности человека Лавров называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. С возникновением критических личностей начинается историческая жизнь человечества.  [2]

Понимание общества Бентамом было близко тому, что в современной науке называется атомизмом: общество есть простая сумма индивидов. Поскольку общество, по его определению, - это фиктивное тело, и никакого общественного интереса не существует. Есть только интересы отдельных людей, а общественный интерес можно представить как сумму этих индивидуальных интересов.  [3]

Его понимание общества отличается от представлений Августина и Фомы Аквинского. Это обусловливается существенным отличием условий его жизни от тех, которые существовали в Европе. Тогда как научная мысль в Европе была скована догмами католической церкви и не дала в средние века практически ничего нового вообще, и в частности в науке об обществе, в арабском мире развивалась наука, не стесненная догмами христианской религии. Ибн Хальдун является автором многих работ, среди которых также и труд по истории мусульманских народов. В отдельной книге, служившей введением в эту историю, Ибн Хальдун излагает свои взгляды на общество и задачи исторической науки. Общественную жизнь он рассматривает как социальное явление и, объясняя ее, исходит из убеждения, что ее определяют, прежде всего, географическая среда и климат.  [4]

В теоретическом понимании общества Дюркгеймом прослеживаются две главные тенденции: натурализм и социальный реализм. Первая уходит корнями в понимание общества и его закономерностей по аналогии с природой и связана с традициями Просвещения. Вторая предполагает понимание общества как реальности особого рода, отличной от всех других видов реальности ( физической, химической, биологической, психологической), уходит своими корнями в концепции общества, развиваемые тради-ционистами ( Бональд, де Местр), а также Сен-Симоном и Контом, и определяет социологизм как главную методологическую установку этого исследователя.  [5]

Что касается понимания общества как войны всех против всех, то конфликты здесь обусловлены не тем или иным общественным устройством или характером распределения благ и почестей в государстве, но самой природой человека и главным образом естественным равенством людей. Раз они равны в своих способностях, значит, они равны и в своих притязаниях. А поскольку предметы их притязаний не могут принадлежать всем сразу одновременно, постольку в отношениях между людьми заложен конфликт. Это не означает, что люди не способны к сотрудничеству. Но это сотрудничество они осуществляют не в силу своих природных влечений, а в силу принуждения, страха перед наказанием за нарушение общественного договора, согласно которому власть в обществе передается государству.  [6]

В таком понимании общества и человека находят свое отражение два основных закона материалистической диалектики. Первый закон находит свое выражение в представлении о том, что все существующее находится между собой в тесной связи. Второй - в представлении о том, что разные формы существования ( неорганическая, органическая природа, человек, общество) являются не только количественно различными в развитии, но и различными ступенями качествами. Новые качества появляются в результате скачкообразных изменений в ходе развития природы и общества. Здесь проявляется закон перехода количественных изменений в качественные. В рамках общества возникновение новых качеств путем скачкообразного изменения проявляется прежде всего в возникновении общества из стада человекообразных животных и, позже, в переходе бесклассового общества в классовое и в переходе от одной общественно-экономической формации к другой Затем, подчеркивая в ходе понятийного определения общества важность и значение производственных отношений, К.  [7]

Всеобщее признание получает понимание обществ. Выготский), преодолевая узкий функционализм в трактовке психич. Однако эта задача не была решена гл. Разрешение этого противоречия становится одним из факторов дальнейшего развития сов.  [8]

Что же дает теория социальной мобильности для понимания общества в его функционировании и развитии, каковы ее ограничения.  [9]

Дифференциация общественных наук делала все более трудным целостное, холистское понимание общества, функцию которого обычно брала на себя философия. Разрастание объема знаний об обществе, интенсивное развитие различных политологических, социально-психологических, социологических и культуроведческих дисциплин сделало задачу целостного понимания общества все более многомерной, а попытки редукции ( сведения) общественной жизни к единому детерминирующему началу эвристически ограниченными или несостоятельными. Так, были ограничены претензии экономического детерминизма, усматривавшего в способе производства ведущий объясняющий фактор, действующий на все сферы жизни общества. Сократилась сфера влияния социо-логизаторского подхода, сторонники которого рассматривали духовные процессы как функцию социального положения различных слоев населения.  [10]

Учитывая детерминантный статус культуры, следует внести уточнение в понимание общества, определив последнее как социокультурное образование.  [11]

Однако наряду с ассоцианистским есть еще один немаловажный аспект дюркгеймовского понимания общества. Он называл общество богом, употреблял понятия бога и общества как синонимы с целью утвердить, взамен обветшалых религиозных представлений новые, якобы отвечающие критериям рациональности и светскости. Подчеркивая священность общества, наделяя его чертами одухотворенности, гиперспиритуалистич-ности, Дюркгейм хотел выразить идею морального превосходства общества над индивидами.  [12]

В работах Дарендорфа определенно прослеживается противоречие его подходов к пониманию общества как социолога и либерального политика. Все чаще политолог берет в нем верх. Не случайно последние 20 лет он выпускает исключительно политические сочинения.  [13]

Маркс, к взглядам которого Плеханов полностью присоединяется в понимании общества, чье определение он цитирует из Наемного труда и капитала: Отношения производства в их совокупности образуют то, что называется общественными отношениями, обществом, и притом обществом, находящимся на определенной исторической ступени развития, - обществом с определенным характером [ 9, С. На основе определения общества как системы общественных отношений в научном социализме объясняется и закономерное изменение социальных форм.  [14]

В любой, в том числе и религиозной форме, понимание общества как социального организма, построенного по иерархическому признаку, обосновывало и оправдывало неподвижность социальной структуры в целом и неизменность положения, занимаемого в ней каждым человеком.  [15]



Страницы:      1    2    3    4