Понимание - общество - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4
Жизнь похожа на собачью упряжку. Если вы не вожак, картина никогда не меняется. Законы Мерфи (еще...)

Понимание - общество

Cтраница 4


На страницах журнала обсуждаются кардинальные проблемы исторического познания. Считается, что индивидуальное и массовое сознание играют важную роль в функционировании общественных систем, Дл российских историков это положение крайне привлекательно и ново: : з советской историографии определяющими являлись проблемы экономического базиса. Сторонники этой школы рассматривают историю как взаимодействие трех основных элементов общества - экономическая структура, социальная организация, культура. Они стремятся, чтобы история стала более широкой и гуманной 14, ставят цельно подойти к пониманию общества как целостности. Обращаются российские историки и к опыту социальной истории ( это направление наиболее развито в США), к компаративизму, другим направлениям.  [46]

Но не всем ясно то значение, какое имеет труд для внутреннего здоровья, для свежести духа. Но если, для сохранения тела, гимнастика заменяет работу, то для духа не менее нужен труд, в области ли внешних или в области внутренних людских потребностей, широкого или узкого размера, семейных, общественных или общечеловеческих. Дикарь и раб преимущественно работают; при развитии образованности, свободы и общественности - работа заменяется трудом, и все стремится к тому, чтобы труд был всем обязателен, а обязательная работа всем уменьшилась. Работать же вместо людей заставляют силы природы, потому что труд есть чисто людская - общая и частная необходимость. Труд начал выступать в своей роли с уменьшением возможности завоеваний набегом, с оскудением земли, с развитием заводских и фабричных дел, с рождением тех новых знаний, которые опираются на опыт для проверки суждений, - с того момента, когда люди перестают считать себя богами, начинают видеть, что их дух и тело, их дела и слова находятся в непременной взаимной связи, столь тесной, что один - каждый нуль, а весь смысл во взаимности и общении. Труд есть смерть крайнего индивидуализма, есть жизнь с обязанностями и только от них проистекающими правами; он предполагает понимание общества не как кагала, назначаемого для пользы отдельных лиц, а как среды или неизбежного пространства людской деятельности. Среда эта мешает, представляет свое инертное сопротивление, но подобно тому, как упор в воду веслом или пароходным винтом дает возможность побеждать сопротивление воды, в ней двигаться, а в сущности этот упор основывается на том же сопротивлении, точно так и на житейском море среда, представляя сопротивление, даст и возможность его побеждать тем же началом. Весло движется скорее лодки, скорость у обода винта больше, чем у парохода. Так и движущийся в среде других должен труд нести больший, чем средний, хотя, быть может, и работать будет меньше других.  [47]

Бэкон, Гоббс и Локк оказали огромное влияние на философию в других странах. Вэкон по праву считается в марксистской истории философии родоначальником англ, материализма и опытной наукинового времени. Провозглашенный им новый, индуктивный метод - манифест нового строя филос. О достоинстве и усовершенствовании наук, своеобразным научно-технич. Новая Атлантида, является первым наброском грандиозного для того времени плана науч. Бэкона - Гоббс разработал филос. Бэкона, обнажив социальную сущность религии. Гоббс своей, теорией общественного договора, своей теорией государства сделал попытку противопоставить рациональное ( хотя еще не материалистическое) понимание обществ, явлений теологическому. Самым слабым звеном философии Гоббса была узловая проблема перехода от чувств, к рациональному познанию.  [48]



Страницы:      1    2    3    4