Cтраница 1
Понятие материи позволяет объединить многообразие мира вещей, согласно их наиболее общим свойствам. Свойство быть объективной реальностью проявляется в отношении объект - субъект. Но любой объект есть частица мира в целом, он находится в многообразных отношениях с другими объектами, возникает из других объектов и превращается в них. Поэтому отдельные объекты выступают как различные виды реальности, как формы материи. [1]
Понятие материи не дается человеку a priori, не с него, как понятия, начинается формирование мировоззрения человека и далеко не в каждом индивидуальном мировоззрении оно, между прочим, имеется. Но если уж оно есть, то выступает результатом пржде всего самостоятельного мироосмысления. Ведущим началом в процессе формирования мировоззрения личности, а значит, и понятия материи является жизненный опыт индивида, его чувства, переживания, понимание внешнего мира в связи со своим личным бытием. Именно через этот опыт преломляется знание о мире и об отношении к внешнему миру, получаемое при чтении философской, религиозной или художественной, научной литературы. [2]
Впервые понятие материи ( hyle) было введено Платоном, который хотел с его помощью пояснить причину многообразия чувственного мира. Если идея у Платона есть нечто неизменное и тождественное себе, если она определяется через единое, то материю он мыслит как начало иного - изменчивого, текучего, непостоянного. Именно в этом своем качестве она и служит для Платона принципом чувственного мира. Материя, по Платону, лишена определенности и потому непознаваема, вещи и явления мира становления не могут сделаться предметом научного знания как раз в силу их материальности. В этом смысле в ранних диалогах Платона материя отождествляется с небытием. В более позднем диалоге Тимей Платон уподобляет материю лишенному качеств субстрату ( материалу), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний, подобно тому как самые разные формы могут быть отлиты из золота. Платон полагает, что материя может принять любую форму именно потому, что сама она совершенно бесформенна, неопределенна, есть как бы только возможность, а не действительность. [3]
Сперва существует понятие материи, абстракция, представление, и это последнее осуществляет себя в действительной природе. [4]
Другая сторона понятия материи - философско-онтологическая. [5]
Субстанциальное содержание понятия материи имеет две формы ( они уже были отмечены в главе Понятие бытия): естественно-природную и социально-практическую. Вторая включает в себя не только техническую реальность, все результаты практики предыдущих этапов социального развития, но и практику, развертывающуюся в наши дни. [6]
Исчерпывающие определения понятий материи и движения даны классиками марксизма. [7]
В современной науке понятия материи и вещества теснейшим образом связаны с атомной теорией. Несмотря на то, что изучение строения атома является областью физики, научные атомистические представления впервые возникли в химии. [8]
Отрицание научной значимости понятия материи в философских школах кантианского и позитивистского направлений по существу ограничивает познавательный процесс рамками внутреннего мира человека. Конечно, содержание этого внутреннего мира фактически определяется воздействием объективной реальности на субъекта; это обстоятельство объясняет тот факт, что порою позитивистские высказывания ученого не вступают в прямое противоречие с его успехами в научном познании объективных закономерностей движущейся материи. Однако сознательное отрицание понятия материи так пли иначе тормозит развитие науки. Это отрицание у кантианцев способствует догматизации достигнутого уровня науки, заставляет усматривать в известных научных законах вечные принципы, якобы вытекающие из природы познавательной способности человека; у позитивистов отказ от понятия материи приводит к крайнему релятивизму. На этом основании часто отвергаются плодотворные идеи, вытекающие из всего хода научного познания мира. [9]
В современной науке понятия материи и вещества теснейшим образом связаны с атомной теорией. Несмотря на то, что изучение строения атома является областью физики, научные атомистические представления впервые возникли в химии. [10]
Он присущ самому понятию материи и невыводим из наших чувственных восприятий Следовательно, никакое знание материального мира нельзя получить ( по крайней мере непосредственно) на основании чувств. Декарт предложил также классификацию наблюдений материальных объектов, разделив качества последних на первичные и вторичные. Например, он считал, что такое качество, как цвет, вторично, ибо воспринимается одним из наших органов чувств, тогда как протяженность и движение - качества первичные. [11]
В основе механицизма лежит понятие материи как некоторой телесной вещественной субстанции. Убеждение в том, что материя составляет основу всего сущего, восходит к древним грекам. [12]
Онтс - гносеологический характер понятия материи, по мнению вторых, обнаруживает мнимость отмеченного гносеологистами парадокса и позволяет утверждать, что материя остается материей до возникновения и после исчезновения сознания. Естественно, что такой ход рассуждений не может привести к разрешению указанного противоречия. [13]
Гносеологическая и субстанциальная стороны понятия материи не исключают, а дополняют друг друга. Представление о материи как об объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания, не только содержит в себе момент связи этой реальности с сознанием, свидетельствуя о производности сознания, но и включает в себя установку на прослеживание разных модификаций объективной реальности, ведущих к порождению сознания. [14]
Зато дальше следует прямо неверное место: Понятие материи надо расширить. [15]