Cтраница 4
Вся наука не может сконцентрироваться в отдельной личности и еще менее в каком-нибудь отдельном понятии. Однако же я утверждаю, что мы обладаем подобной концентрацией. Разве в понятие материи не входит вся материальность мира. [46]
Отрицание научной значимости понятия материи в философских школах кантианского и позитивистского направлений по существу ограничивает познавательный процесс рамками внутреннего мира человека. Конечно, содержание этого внутреннего мира фактически определяется воздействием объективной реальности на субъекта; это обстоятельство объясняет тот факт, что порою позитивистские высказывания ученого не вступают в прямое противоречие с его успехами в научном познании объективных закономерностей движущейся материи. Однако сознательное отрицание понятия материи так пли иначе тормозит развитие науки. Это отрицание у кантианцев способствует догматизации достигнутого уровня науки, заставляет усматривать в известных научных законах вечные принципы, якобы вытекающие из природы познавательной способности человека; у позитивистов отказ от понятия материи приводит к крайнему релятивизму. На этом основании часто отвергаются плодотворные идеи, вытекающие из всего хода научного познания мира. [47]
Лавуазье исходил из того, что вес сгоревших тел больше исходных и что увеличение веса происходит за счет присоединившегося кислорода воздуха. Таким образом, Лавуазье не отбросил совсем понятие огненной материи, а реформировал его, приспособив к новой теории горения. [48]