Понятие - материя - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Если сложить темное прошлое со светлым будущим, получится серое настоящее. Законы Мерфи (еще...)

Понятие - материя

Cтраница 2


Понятие энергии столь же трудно определить, как и понятие материи. Энергия необходима для совершения работы или нагревания того или иного объекта. Камень на вершине горы обладает потенциальной энергией. В процессе падения камня к подножию горы потенциальная энергия превращается в кинетическую энергию его движения. Если камень падает в озеро и замедляет свое движение в результате трения о воду при опускании на дно, часть его кинетической энергии преобразуется в теплоту, которая затем повышает температуру камня и воды. Кроме того, часть кинетической энергии камня передается воде, свидетельством чему являются волны, расходящиеся кругами от места падения камня.  [16]

Но философско-гносеологический угол зрения не способен охватить все многообразие понятия материи. Его имплицитный характер ведет к отвлечению от всего остального и, как показывает опыт, к неопределенности существа понятия материи, к формальному усвоению исходного определения материи. Имплицитное становится эксплицитным, т.е. явным и развернутым только при переходе от гносеологической стороны понятия материи к субстанциальной. Если гносеологическая сторона является исходной, начальной, то субстанциальная - базисной, основополагающей.  [17]

Многие философы считают, что в качестве исходного определения понятия материи следует взять следующее: материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Высказаны достаточно существенные аргументы, обосновывающие познавательную эффективность этого определения.  [18]

Все, что находится в мире, мы объединяем понятием материи - многообразной в пространстве и изменчивой во времени. Большую часть доступного нашему наблюдению пространства занимает неуловимая непосредственно нашими органами чувств ( даже с помощью современных приборов) материя в особом, мало еще изученном состоянии, которое характеризуют обычно термином вакуум. Мысль о том, что вакуум нельзя рассматривать чисто геометрически, как лишенное всякой материи пространство, высказывалась неоднократно. За последние 50 лет наука быстро продвинулась вперед, и многое уже сделано в направлении познания взаимоотношений вакуума и двигающихся в нем отдельных элементарных и более сложных атомных частиц, а также для понимания силовых полей, как бы пронизывающих вакуум.  [19]

Ведущим же, если сопоставлять между собой отмеченные две стороны понятия материи и если учитывать к тому же учебно-методические цели, является, на наш взгляд, гносеологический аспект: этот аспект может явиться исходным в освещении всего философского учения о материи.  [20]

В длительном процессе познания объективного мира находятся и закрепляются в понятии материи ее действительно существенные признаки, отражающие наиболее общие свойства. Наиболее важными из этих свойств, по совр. Вот почему при рассмотрении каждого из этих свойств неизбежно возникает необходимость обращаться к др. свойствам.  [21]

Энгельсом формулировку основного вопроса философии, Ленин писал: Что в понятие материи надо включить и мысли, как повторяет Дицген в Экскурсиях ( см. настоящий том, стр.  [22]

Основным неотъемлемым свойством материи является движение, без которого немыслимо само понятие материи. Мерой движения служит энергия, которая в зависимости от вида движения принимает различные формы. Наиболее важные для химии формы обмена энергией между телами-теплота и работа.  [23]

Эти трудности охотно используются современными идеалистами для борьбы с материалистическими представлениями: сужается понятие материи, возникают попытки толковать наблюдаемые явления как доказательство возможности уничтожения материи или ее возникновения, отрицается реальность существования элементарных частиц и высказывается сомнение в возможности познания закономерностей атомного мира, явления которого пытаются толковать иногда как проявление свободной воли элементарных частиц.  [24]

Махисты презрительно пожимают плечами по поводу устарелых взглядов догматиков - материалистов, которые держатся за опровергнутое будто бы новейшей наукой и новейшим позитивизмом понятие материи. О новых теориях физики, касающихся строения материи, речь будет у нас особо. Этот старый, престарый философский вопрос запутан Махом. Если дана, то нужно философское понятие для этой объективной реальности, и это понятие давно, очень давно выработано, это понятие и есть материя. Материя есть философская катего. Поэтому говорить о том, что такое понятие может устареть, есть младенческий лепет, есть бессмысленное повторение доводов модной реакционной философии.  [25]

Итак, признак, отличающий механических материалистов прошлого столетия от социал-демократических материалистов, прошедших школу немецких идеалистов, состоит в том, что последние ограниченное понятие только осязаемой материи распространили на все вообще материальное.  [26]

В многовековой истории развития материалистического мировоззрения можно выделить два основных, хотя и взаимосвязанных, но все-таки достаточно четко различающихся между собой подхода к определению понятия материи. Один из них, получивший широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию. Гольбах, К. А. Гельвеции и др.) выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств.  [27]

Сперва матерая есть наличная действительная сущность, но только - в себе, в скрытом виде; лишь когда она деятельно развертывает и осуществляет себя во множестве ( наличная действительная сущность осуществляет себя. Сперва существует понятие материи, абстракция, представление, и это последнее осуществляет себя в действительной природе.  [28]

Поиски элементов, образующих данный класс объектов, приводят к открытию субстанции исследуемых объектов. В этом смысле понятие материи как субстанции сохраняет свое значение и в современной науке. В частности, открытие субстанциальных элементов структуры при исследовании биологической формы материи, прежде всего, клетки и входящих в нее частей, составляет одно из важнейших достижений современной биологии. Конечно, субстанциальные элементы частей клетки, определяющие ее сверхструктуру ( макромолекулы белков и нуклеиновых кислот), сами внутренне динамичны, а характерные для них внутренние процессы относятся уже к другой форме движения - физико-химической; но на биологич. Обнаружение элементов того или иного класса структур не означает сведения специфич. Наоборот, обнаружение этих устойчивых элементов позволяет открыть точные закономерности данной формы материи и в этом смысле позволяет глубже выявить специфичность данного уровня.  [29]

В химии вещество определяется как устойчивая совокуп ость частиц, обладающих массой покоя ( например, атомов или молекул), характеризующаяся при определенных условиях постоянными физическими свойствами. Необходимо отметить, что понятие материи, как философской категории, нельзя отождествлять с понятием вещества: вещество - одна из конкретных, качественно определенных форм существования материи в природе.  [30]



Страницы:      1    2    3    4