Научные понятия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Скупой платит дважды, тупой платит трижды. Лох платит всю жизнь. Законы Мерфи (еще...)

Научные понятия

Cтраница 3


Моргенау развил взгляд, будто реальность состоит из двух слоев: из непосредственных чувственных данных и из конструированных образов ( constructs); последние представляют собой как вещи повседневной жизни, так и научные понятия, поскольку они могут быть проверены многочисленными независимыми экспериментами. Логические позитивисты, претендующие на то, что они обладают единственной точной научной философией, считают, если я правильно их понимаю, constructs чисто мыслительными орудиями, с помощью которых можно обозреть и упорядочить грубые чувственные данные, единственно за которыми они и признают характер действительности. Это только несущественные вариации на ту же тему, и они кажутся мне неважными в силу того, что при этом недооцениваются два существенных момента, относящихся к реальности. Первый состоит в том, что психологически и физиологически неправильно рассматривать грубые впечатления чувств как первичные данные; второй же - в том, что не каждое понятие из области научных constructs имеет характер реальных вещей, а только такие понятия, которые являются инвариантами в отношении применяемых здесь преобразований.  [31]

Для пояснения этой мысли возьмем два крайних случая: с одной стороны, автономную детскую речь, в которой, как мы видели, отношения общности между понятиями вообще не могут существовать, и развитые научные понятия, скажем, понятия чисел, как они развиваются в результате изучения арифметики. Ясно, что в первом случае эквивалентность понятий вообще не может существовать. Понятие может быть выражено только через само себя, но не через другие понятия. Во втором случае, как известно, понятие любого числа в любой системе исчисления может быть выражено бесконечным количеством способов в силу бесконечности числового ряда и в силу того, что вместе с понятием каждого числа в системе чисел даны одновременно все возможные его отношения ко всем остальным числам. Так, единица может быть выражена и как 1000000 минус 999999, и вообще как разность любых двух смежных чисел, и как отношение любого числа к самому себе, и еще бесконечным числом способов. Это есть чистый пример закона эквивалентности понятий.  [32]

Если отмести, как мы это делали выше, представление, вовсе исключающее наличие развития научных понятий, перед нашим исследованием останутся две задачи: проверка фактами, добытыми в эксперименте, правильности того мнения, что научные понятия повторяют в своем развитии путь образования житейских понятий, и проверка справедливости того положения, что научные понятия не имеют ничего общего с развитием спонтанных понятий и ничего не способны сказать нам об активности детской мысли во всем ее своеобразии. Мы наперед должны предположить, что исследование даст отрицательный ответ на оба эти вопроса. Оно в действительности показывает, что ни первое, ни второе предположение не оправдываются с фактической стороны и что в действительности существует нечто третье, что и определяет истинные, сложные и двусторонние отношения между научными и житейскими понятиями.  [33]

Если отмести, как мы это делали выше, представление, вовсе исключающее наличие развития научных понятий, перед нашим исследованием останутся две задачи: проверка фактами, добытыми в эксперименте, правильности того мнения, что научные понятия повторяют в своем развитии путь образования житейских понятий, и проверка справедливости того положения, что научные понятия не имеют ничего общего с развитием спонтанных понятий и ничего не способны сказать нам об активности детской мысли во всем ее своеобразии. Мы наперед должны предположить, что исследование даст отрицательный ответ на оба эти вопроса. Оно в действительности показывает, что ни первое, ни второе предположение не оправдываются с фактической стороны и что в действительности существует нечто третье, что и определяет истинные, сложные и двусторонние отношения между научными и житейскими понятиями.  [34]

Более древняя элоатская школа применяла свою диалектику преимущественно против движения, Платон же часто против представлении и понятий своего времени, особенно против софистов, но также против чистых категорий и определений рефлексии; позднейший развитый скептицизм распространил ее не только на непосредственные так называемые факты сознания и максимы обыденной жизни, но и на все научные понятия. Но такой результат может иметь двоякий смысл: пли тот объективный смысл, что самый предмет, который таким образом сам себе противоречит, снимает и уничтожает себя ( таков, например, вывод злеа-тов, по которому отрицалась истинность мира, движения, точки); или тот субъективный смысл, по которому неудовлетворительным является познание. Или последнее заключение понимается так, что сама-де эта диалектика производит фокус, создающий такого рода ложную видимость.  [35]

Системность любого предмета обучения является следствием системной природы изучаемой области науки и техники, выражаемой в определенных научных понятиях. Научные понятия - это элементарные составляющие системы знаний, в которых отражается действительное понимание сущности предмета познания.  [36]

Материя, следовательно, является источником ощущений, сознания, а сознание есть не что иное, как отображение материи, предметов внешнего мира; мышление есть продукт материального мозга. Научные понятия, говорил ученый - это отражение объективно существующих материальных вещей и связей между ними.  [37]

В учении усваиваются знания ( понятия) и действия. Научные понятия как предмет усвоения представляют собой отражение общих и существенных объективных отношений предметов. Существенность отношений предметов относительна, и она1 определяется их функцией в действии прежде всего. Научные понятия, по мнению Л. Б. Ительсона, выделяют и закрепляют функциональные, свойства вещей и явлений.  [38]

В этом отношении изучение развития научных понятий, которые являются, с одной стороны, реальными понятиями, а с другой - почти экспериментальным путем складываются у нас на глазах, становится незаменимым средством для разрешения очерченной выше методической задачи. Научные понятия образуют особую группу, несомненно принадлежащую к реальным понятиям ребенка, сохраняющимся на всю последующую жизнь, но они же по самому ходу своего развития чрезвычайно приближаются к экспериментальному образованию понятий и таким образом соединяют достоинства двух существующих ныне методов, позволяя применить экспериментальный анализ рождения и развития реального, фактически существующего в сознании ребенка понятия.  [39]

Поэтом закономерности, управляющие этим своеобразным движением мысли, оказываются действительными только в сфере спонтанных понятий. Научные понятия того же ребенка обнаруживают с самого начала своего возникновения иные черты, свидетельствующие об их иной природе. Возникая сверх, из недр других понятий, они рождаются с помощью устанавливаемых в процессе общения отношений общности между понятиями. По самой своей природе они заключают в себе нечто от этих отношений, нечто от системы. Формальная дисциплина этих научных понятий сказывается в перестройке и всей сферы спонтанных понятий ребенка. В этом заключается их величайшее значение в истории - мственного развития ребенка.  [40]

Все эти ( и некоторые другие) различия не следует рассматривать как простой спор о словах, игру в дефиниции. Известно, что научные понятия должны по возможности более точно отражать существо определяемого явления и быть однозначными по толкованию. Когда эти требования не удовлетворяются ( полностью или частично), неизбежно возникают трудности и недостатки в соответствующих областях практической деятельности. Так происходит и в работе по улучшению условий труда.  [41]

Можно сказать, что научные понятия расширяют круг детского понятия. Для нас существенно понять не что общего в развитии научных и житейских понятий, а то, в чем они различны; следовательно, что нового они вносят, образуя зону ближайшего развития.  [42]

Кривая решений тестов на житейские и научные понятия сливается. Научные понятия не обнаруживают своего превосходства над житейскими.  [43]

Понятие числа, которое является одним из самых основных математических понятий, имеет свою многовековую историю. Число, как и все научные понятия, возникло не в результате свободного творения человеческого разума, а было создано для удовлетворения практических потребностей людей.  [44]

В соответствии с этим принципом все научные понятия сводимы к некоторому множеству абсолютно первичных ( непреобразуемых) понятий которые, как полагали одни, формируются на основе непосредственных наблюдений, и, как считают другие, являются неопределимыми понятиями некоторой формальной системы. Поскольку эти категории, из которых считалось возможным вывести все остальные имеющие смысл понятия. Химия, биология, психология и общественные науки следовали далее в порядке их перечисления, изучая предположительно понятия, которые можно синтезировать из понятий, фигурирующих в первичных дисциплинах. Таким образом, физика была признана единственной дисциплиной, независимой в логическом отношении от других дисциплин, а все зависимости остальных дисциплин были приняты односторонними.  [45]



Страницы:      1    2    3    4