Cтраница 3
Средства приобретения знаний, ориентированные на конкретные ИС общего назначения. [31]
Модель приобретения знаний ранними системами искусственного интеллекта.| Модель приобретения знаний экспертной системой с помощью инженера по знаниям. [32] |
Процесс приобретения знаний является наиболее сложным этапом разработки экспертной системы. Это объясняется тем, что обычно инженер по знаниям плохо разбирается в предметной области, а эксперт не знает программирования. В связи с этим лексика, используемая экспертом, непонятна инженеру по знаниям. Чтобы уточнить и расширить лексику, требуется совместная работа эксперта и инженера по знаниям. Одна из наиболее сложных задач, стоящих перед инженером по знаниям, заключается в том, чтобы помочь эксперту структурировать знания о проблемной области. [33]
Модель приобретения знаний ранними системами искусственного интеллекта.| Модель приобретения знаний экспертной системой с помощью инженера по знаниям. [34] |
Процесс приобретения знаний можно свести к последовательности выполнения следующих задач: 1) определяется необходимость модификации ( расширения) знаний; 2) при необходимости модификации осуществляется извлечение новых знаний, в противном случае процесс приобретения знаний заканчивается; 3) новые знания преобразуются в форму, понятную экспертной системе; 4) знания системы модифицируются, и осуществляется переход к первой задаче. В выполнении перечисленных задач могут принимать участие эксперт, инженер по знаниям ( программист) и экспертная система. В зависимости от того, кто выполняет задачу, можно выделить различные модели приобретения знаний. [35]
Техника приобретения знаний, описанная в § 8.4, позволяет системе приобрести новые правила, выраженные в терминах известных понятий. Однако при формулировании нового правила может потребоваться использовать термины, неизвестные системе. В данной главе рассматривается вопрос о том, как эксперт может научить систему новым понятиям. С более общей точки зрения это проблема того, как осуществить процесс приобретения знаний, когда формируется новая база знаний и система еще не имеет многих необходимых понятий. Изложение вопроса будем вести, используя терминологию и представление знаний, принятые в системах MYCIN и TEIRESIAS ( см. гл. Правила в этих системах состоят из предложений, которые в свою очередь образованы из базовых понятий. К числу базовых относятся такие понятия, как предикатная функция, атрибут, значение и т.п. ( см. гл. [36]
Компоненты приобретения знаний необходимы для заполнения ЭС знаниями в диалоге с пользователем-экспертом, а также для добавления и модификации заложенных в систему знаний. [37]
Проблема приобретения знаний включает две основные задачи: получение информации и ее систематизацию. Процесс получения знаний от экспертов является ключевым при разработке интеллектуальных информационных систем, которые постоянно нуждаются в новых знаниях, поэтому на стадии разработки необходимо рассматривать проблемы их перманентного обучения. С развитием средств информатизации появились новые задачи, связанные с управлением знаниями в ИИС. [38]
Вопросы приобретения знаний на метауровне актуальны на современном этапе развития ИИ, так как связаны с выработкой стратегий управления процессом решения задач в ИИС. [39]
Технология использования базы знаний. [40] |
Блок приобретения знаний отражает накопление базы знаний, этап модификаций знаний и данных. База знаний отражает возможность использования высококачественного опыта на уровне мышления квалифицированных специалистов, что делает экспертную систему рентабельной в соответствии с нуждами бизнеса и заказчика. [41]
Компонент приобретения знаний реализует процесс наполнения ЭС знаниями. [42]
Процесс приобретения знаний - наиболее сложный этап разработки экспертной системы, поскольку инженер знаний ( программист) плохо разбирается в предметной области, а эксперт не знает программирования. В связи с этим лексика, используемая экспертом, не понятна инженеру знаний, и чтобы уточнить все вопросы, требуется совместная работа эксперта и инженера знаний. [43]
Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем - экспертом. [44]
Процесс приобретения знаний иллюстрируется ниже прослеживанием жизненного цикла экспертной системы от момента зарождения до юношеского возраста. Как правило, такие системы создаются в процессе итеративного развития: после начальной стадии проектирования и реализации система постепенно растет и вглубь и вширь. Хотя и другие большие системные программы могут постепенно увеличиваться, для экспертных систем такой стиль конструирования представляется единственно возможным. [45]