Cтраница 1
Процесс осознанного научения поведению осуществляется по следующей логической схеме. Столкнувшись с необходимостью что-то делать, человек в соответствии со сложившимся у него представлением о том, как это надо делать, представлением, базирующимся на достигнутом им уровне научения поведению, осуществляет определенные действия. Данные действия приводят к адекватным им результатам, которые порождают определенные последствия для человека, их осуществившего. В зависимости от того, как он воспринимает и оценивает последствия своих действий, человек делает выводы относительно своего поведения. [1]
Помимо нейрофизиологического контроля процессов научения, электрофизиология с помощью микроэлементов кондиционирует отдельные нейроны у позвоночных ( И. [2]
Для того чтобы описать процесс сознательного научения человеком поведению в организации и указать на связь этого процесса с управлением человеком в организации, рассмотрим в самых общих чертах несколько основных элементов, определяющих поведение человека в организации. Более подробно эти элементы будут рассмотрены во второй главе, посвященной вопросам мотивации. [3]
Независимо от вида результатом процесса научения применительно к маркетингу является позиционирование товаров. [4]
Чтобы разобраться в особенностях процесса научения, протекающего в повседневной жизни, важно рассмотреть вопрос о том, какие именно базовые единицы информации отображены в данной сетке. Научение можно рассматривать как процесс, состоящий из трех этапов: кодирования, запоминания и воспроизведения. Термин кодирование связан с выделением существенной информации из входных сигналов. Если использовать язык переработки информации, то следует говорить о преобразовании внешнего стимула в некоторое множество символов. Понятие запоминание относится к процессу формирования копии символьного множества в декларативной памяти, так что впоследствии оно может быть воспроизведено. [5]
Возможны различные подходы к процессу научения поведению в организации. [6]
Изложены современные представления о процессах научения и запоминания. Многообразные функциональные связи различных структур мозга, обусловливающие эти процессы, поясняются интересными примерами обучения пчел, голубей, крыс, человекообразных обезьян, маленьких детей. Дано обоснование восстановления игрой и поведением нарушенных способностей к обучению и адаптации. [7]
Научение путем настройки - заключительная фаза процесса научения. Она длится достаточно долго после первоначального усвоения навыка. В контексте настройки или формирования продукций были описаны два механизма: обобщение и различение. Кроме того, было показано, что происходит взаимодействие между механизмом усиления ( увеличение веса) и другими механизмами настройки. [8]
Запоминание ответа относится к той части процесса ассоциативного научения, которая связана с выработкой реакции на стимул. Поскольку сам ответ должен быть запомнен, набор ответов можно рассматривать как список, предназначенный для запоминания. Таким образом, если паттерн ответа сложен ( например, если ответ состоит из многих частей), то научение является более трудным. [9]
Запоминание ответа относится к той части процесса ассоциативного научения, которая связана с выработкой реакции на стимул. Поскольку сам ответ должен быть запомнен, набор ответов можно рассматривать как список, предназначенный для запоминания. Таким образом, если паттерн ответа сложен ( например, если ответ состоит из многих частей), то научение является более трудным. [10]
Индивидуальные возможности исполнительской деятельности расширяются в процессе научения, который берет начало в раннем детстве и продолжается всю жизнь. [11]
Большая часть всех психологических исследований, связанных с процессом научения, сосредоточена на вопросе о том, как человек запоминает списки слов, бессмысленные наборы слогов и пары ассоциативных стимулов. В качестве подтверждения этой тенденции можно указать несколько вышедших недавно книг [5, 2, 88], а также новый журнал Cognition and Instruction. В новых исследованиях рассматриваются сложные вопросы научения, такие, как научение решению геометрических и физических задач и пользованию текстовым редактором. Более того, в ходе этих исследований возникли новые предположения относительно того, как характеризовать разнообразие видов научения, которыми может овладеть человек. [12]
Выполнение действия состоит из двух фаз: 1) продолжение процесса научения, изменяющего компетентность организма, и 2) продолжение действия для достижения результата. Теория, объясняющая выполнение действия через результат, основана на экспериментах с уташением актов поведения, в частности на опытах с привыканием к наркотикам и опытах, показавших, что частота ответа предопределяет взаимоотношение звеньев в системе средства - цель в ситуации подкрепления. [13]
Цель этой главы состоит в том, чтобы снабдить читателя фактами относительно процесса научения. [14]