Cтраница 1
Процесс воспитания, начатый в семье и общеобразовательной школе, продолжается в высшем учебном заведении. Весь учебный процесс является воспитывающим; все изучаемые дисциплины своим содержанием, идейной направленностью и присущей им логикой и методикой работы так или иначе влияют на становление личности. [1]
Процесс воспитания в конечном счете сводится к выработке у учеников известного количества реакций и других более сложных форм поведения. Решающим для успеха или неуспеха данного процесса является факт совпадения или несовпадения направления этих реакций с тем, в котором они призваны действовать. Если я храню в своей памяти тысячи полезных знаний, но не могу ими воспользоваться в нужный и подходящий момент, эти знания лежат мертвым грузом во мне и не только не полезны в поведении, но и приносят явный вред, потому что занимают место и не позволяют установиться и выработаться другим, менее богатым, но более верным по направлению реакциям. [2]
Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный ( групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы проникли в педагогику из социологии, их называют еще социологическими. [3]
Процесс воспитания, как и процесс образования в целом, имеет два полюса: воспитателей-преподавателей и воспитуемых-обучающихся. Успех этого процесса прежде всего зависит от преподавателей, к которым поэтому должны предъявляться высокие требования. Только тот имеет право воспитывать и только тот будет это делать успешно, кто чувствует ответственность за свою работу, интересуется ею, любит ее, испытывает чувство волнения за ее исход, убежден в правильности тех принципов, которыми он руководствуется, кто тактично относится к людям, умеет терпеливо выслушивать чужое мнение и ненавязчиво отстаивать собственную точку зрения, тот, кто испытывает удовольствие от общения с людьми, кто способен искренне радоваться успеху других. [4]
Процесс воспитания, как и процесс образования в целом, имеет два полюса: воспитателей-преподавателей и воспитуемых-обучающихся. Успех этого процесса, прежде всего, зависит от преподавателей, к которым поэтому должны предъявляться высокие требования. [5]
Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной-воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. [6]
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. [7]
Процесс воспитания, имеющий характер формально связанных между собой мероприятий, компаний, не может быть успешным. [8]
Процесс воспитания растения, то-есть уклонения его свойств и качеств в сторону, наиболее полезную для человека, совершается у Мичурина на протяжении всего пути от момента скрещивания целесообразно избранной им пары растений-производителей до создания сорта. [9]
Процесс воспитания всесторонне развитой личности сложен. Следует иметь в виду, что культурно-технический уровень рабочего класса, крестьянства и интеллигенции неодинаков. Здесь наблюдаются большие различия. [10]
Интенсифицировать процесс воспитания невозможно без использования резервных возможностей личности, которое облегчает переход воспитания в самовоспитание, образования в самообразование, познания в самопознание. [11]
Почему процесс воспитания многофакторный. [12]
Когда процесс воспитания рассматривается под логико-прагматическим углом зрения, многое в нем видится не так, как при традиционном описательно-эмоциональном анализе. Что же мы выявим при максимальном обнажении логической сущности процесса воспитания. [13]
В процессе воспитания педагог и воспитанники самостоятельно и вместе наблюдают свои успехи, свое продвижение и достижение целей. Перевоспитание - это процесс, необходимость которого поначалу ясна только педагогу; учащийся же видит лишь трудности этого процесса, а понимание их смысла и назначения приходит позже, когда процесс завершился. [14]
В процессе воспитания Я.А. Коменский решающую, может быть, роль отводил примеру самого учителя, а также примерам, заимствованным из истории и литературы. [15]