Cтраница 2
Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Острая необходимость в таком подходе возникла в связи с тем, что и в теории воспитания, и в практике воспитательной работы школы процесс воспитания в последние десятилетия фактически рассматривался как сумма частных процессов, входящих в его структуру. Считалось, что эти процессы можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. [16]
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных методов. В старой школе, например, для этого широко и небесполезно применялись назидательные истории, притчи, басни и другие непрямые и образные способы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Выводы ( мораль) должны были делать сами ребята. В нынешней школе почти полностью отказались от использования традиционных воспитательных средств, заменив их прямыми, упрощенными, не требующими размышлений способами морализирования Эффективность таких методов оказалась низкой: бесконечные указания принесли воспитанию мало пользы. Нынешние наставники все больше включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, усматривая в них средства возрождения духовных начал воспитания. Широко практикуются также рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады. [17]
Сложность и многоплановость воспитательного процесса требуют прежде всего ясного педагогического подхода к нему. В вузе формируется цельная личность, и невозможным будет ее успешное воспитание, если не будут видны все стороны ее становления. Требуется не только четкое формулирование конкретных целей воспитания на весь период обучения и на короткие сроки, но и глубокое осмысление закономерных особенностей воспитательного процесса. Поэтому воспитательный про - цесс приобретает характер целенаправленного организованного действия, если содержание, организация и методика воспитательной работы согласуется с теми объективными закономерностями, которые присущи воспитательному процессу - - и проявляются независимо от воспитателя и врспитуемого. Чем глубже познаны и полнее учтены эти закономерности, тем зримее бывает результат воспитания. [18]
Рекомендации по организации воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе содержатся в специальном пособии для классных руководителей Примерное содержание воспитания школьников. Разумеется, программа воспитательной работы не может регламентировать содержания воспитания не то что во всех школах, но даже и в параллельных классах. Вот почему, опираясь на ориентировочную тематику, каждый воспитатель обязан творчески подходить к определению конкретных элементов содержания, учитывая цели, имеющиеся конкретные условия и уровень воспитанности школьников. [19]
Что означает целенаправленность воспитательного процесса. [20]
Что обусловливает сложность воспитательного процесса. [21]
Что означает непрерывность воспитательного процесса. [22]
Роль воспитателя в современном воспитательном процессе состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на себе все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. [23]
В условиях производства протекают различные воспитательные процессы. Часть из них связана с профессиональной педагогикой. Но отдельные воспитательные процессы характерны только для трудового коллектива. [24]
Рассмотрим наиболее существенные особенности воспитательного процесса в высшей школе, указывающие на его специфичность и трудности протекания. [25]
Однако сложность логической структуры воспитательного процесса этим не исчерпывается. В ней есть важное звено, как бы завершающее логику воспитания - практический опыт, умение самостоятельно действовать согласно выработанным убеждениям. Нам нужен специалист не только глубоко понимающий и разделяющий марксистско-ленинскую идеологию, но и способный к активной деятельности на пользу общества и к бескомпромиссной борьбе с любыми влияниями буржуазной идеологии. Социальная пассивность, безразличие к делам коллектива, в жизни советских людей несовместимы с понятием деятельного советского специалиста. [26]
Показательным для природы всякого воспитательного процесса является аппарат для разговора слепого с глухонемым. Аппарат этот заключает в себе шесть точек Брайля, которые подымаются при нажиме шести соответственных кнопок: слепой, нажимая на кнопки, вызывает нужные комбинации из точек и складывает из них слова, которые считывает глухой. Напротив того, глухой, проделывая ту же самую работу, предоставляет слепому ощупывать выскакивающие точки и проникать в его мысли. Здесь мы видим, каким простейшим путем, замыкая новые условные связи, воспитание побеждает природные недостатки и создает возможность социального общения, а следовательно, и собственного развития. [27]
Например, каждый этап воспитательного процесса, являясь по отношению к нему элементом, сам представляет собой систему и в то же время, будучи системным образованием, выступает в роли элемента более широких систем. Любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии с последней. Вот почему системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой. Ранее уже говорилось о необходимости изучения определенного множества элементов системы, но сделать это можно лишь в том случае, когда мы увидим элементы и систему в действии. Вот почему процесс воспитания рассматривается как динамическая система. Рассмотреть процесс воспитания в динамике - значит определить, как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем. При анализе воспитательного процесса изучается не только процесс как таковой, но и все его подготавливающие этапы. [28]
По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности ( последовательность) задач, на решение которых направлен процесс. [29]
В чем выражается комплексность воспитательного процесса. [30]