Cтраница 4
Но, конечно, главный этап воспитательного процесса - деятельность. Обособленно мы выделяем этот этап только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания. [46]
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. [47]
История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. [48]
Главным, что определяет библиотечную работу как воспитательный процесс, является руководство чтением. Основная цель руководства чтением - рекомендовать на основе изучения интересов читателей необходимые им книги. Это важнейшее положение, определяющее функции библиотечной работы, характеризует деятельность всех без исключения советских библиотек. Степень активности в рекомендации книг, а также применяемые для этой цели формы и методы могут изменяться и дифференцироваться в зависимости от типа библиотеки, состава ее читателей и целей чтения. Но в принципиальном плане руководство чтением, помощь в выборе книг составляет сущность обслуживания читателей в советской библиотеке. Всем этим и обусловлена высокая роль советского библиотекаря, который выступает как активный пропагандист книги, как организатор самообразования и использования книжных богатств в интересах развития культуры, науки, производства. [49]
Из всего предыдущего мы видели, что воспитательный процесс насквозь конкретен. Он заключается не в чем ином, как в установлении новых связей, причем эта связь бывает всякий раз совершенно вещественна и конкретна. Уже по одному этому понятно, что ставить цели воспитательному процессу можно только конкретные. С научной точки зрения одинаково можно говорить о воспитании фашиста или революционера, акробата или чиновника, ибо во всех этих случаях мы имеем всегда налицо - совершенно определенный характер тех реакций, совершенно ясную систему того поведения, точный идеал той деятельности, которые мы хотим осуществить. [50]