Cтраница 2
Педагогика высшей школы в последнее время уделяет возрастающее внимание разработке вопросов интенсификации учебной деятельности студентов, изучаются ее сущность, критерии и условия, а также факторы и причины, обуславливающие необходимость перехода на интенсивный путь обучения. [16]
Способность преподавателя выполнить все эти требования при подготовке, организации и контроле учебной деятельности студентов определяет его педагогическую и методическую ( ди-дакто-методическую) квалификацию. [17]
Несомненной является закономерная особенность учебного процесса в вузе - систематичность и последовательность в учебной деятельности студентов. Важно только иметь в виду, что систематичность и последовательность как в преподавании, так и самостоятельной работе эффективны лишь в рамках всей структуры учебного процесса, а не в одних ее отдельных элементах. [18]
Научная организация учебного процесса требует дидактико-психологического рассмотрения сущности обучения, установления строгой дисциплины учебной деятельности студентов и в то же время предоставления им широкой инициативы в самостоятельной работе. [19]
На кафедре постоянно ведется госбюджетная научно-исследовательская работа по проблемам высшего образования, направленная на интенсификацию учебной деятельности студентов и совершенствование организации учебного процесса. Имеется более 60 публикаций по этой тематике. Разработки активно внедряются в учебный процесс. [20]
В вузовском обучении нельзя обойтись чисто учебными задачами, решение которых не выходит за рамки учебной деятельности студента, его академической активности. [21]
Иными словами, преподавателю необходимо выбрать и обосновать цели обучения, учесть дидактические особенности различных видов учебной деятельности студентов и выбрать адекватные методы преподавания и методы учебной работы студентов, определить способы контроля степени ( качества) достижения целей, организовать свою деятельность и деятельность студентов на различных видах учебных занятий. [22]
Качество образования в высшей школе зависит от многих факторов, среди которых важную роль играют - мотивация учебной деятельности студентов и мотивация преподавательской деятельности. Оба фактора взаимосвязаны, так как учебный процесс подчиняется закону единства учебной и обучающей деятельности. Мотивационные мероприятия, которые необходимо проводить в вузе, позволяют повысить эффективность этих видов деятельности и укрепляют в сознании студентов понятие престижности качественного образования. [23]
В учебном процессе первая системная целостность содержания образования определяет структуру деятельности профессорско-преподавательского состава, вторая является результатом осознанной учебной деятельности студентов. Естественно, что деятельность студентов является опосредствованной Деятельностью преподавателей, но окончательное суждение о целостности системы знаний, умений, навыков надо выносить по тому конечному эффекту, который будет реализован в практике учебного процесса. Нас должна интересовать та целостность системы знаний, которая возникает как окончательный результат обучения и сформирована в сознании студента. [24]
Опытом советской высшей школы доказано, что в системе методов обучения ( преподавания) и методов учения ( учебная деятельность студентов) в высшей школе одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа студентов, протекающая вне обычных аудиторных занятий. [25]
В контекстном обучении ( или активном обучении контекстного типа) получают воплощение ел едущие принципы: последовательного моделирования в формах учебной деятельности студентов целостного содержания и условий профессиональной деятельности специалистов; связи теории и практики; совместной деятельности; активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания. Конкретные механизмы реализации этих принципов будут раскрыты далее. [26]
Генетическая роль в учебном процессе принадлежит педагогу; он не просто использует технические средства, он создает атмосферу занятий, учебную деятельность студентов. В зависимости от того, как он учит, так они и учатся. [27]
Такая постановка вопроса с необходимостью приводит к обоснованию дидактического принципа активности личности в обучении и профессиональном самоопределении, который обусловливает систему требований к учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя, к их совместной деятельности. [28]
В отличие от грамматики ( даже пассивной) учебный алгоритм не просто объясняет или описывает функционирование языка, его конструкций, а управляет учебной деятельностью студентов в рамках поставленной задачи. [29]
В настоящее время значение эмоционального фактора в учебном процессе широко признается педагогами высшей школы, однако до сих пор нет конкретных исследований влияния интеллектуальных эмоций на эффективность учебной деятельности студентов при изучении ими специальных технических дисциплин. [30]