Cтраница 3
Это обстоятельство важно не только само по себе, но еще и потому, что развитая, активная структура свободного времени, в свою очередь, воздействует на учебную деятельность студента, активизирует отношение к учебе. Если у студента, например, развиты самодисциплина, широкий кругозор и интерес к различным областям знания, умение с пользой тратить свое свободное время, можно с уверенностью сказать, что эти качества благотворно скажутся на его учебной работе, помогут систематическому овладению профессиональными знаниями, формированию навыков самостоятельной работы. И, наоборот, если студент не в состоянии наладить систематическую самостоятельную учебную работу, он не может организовать и свое свободное время. [31]
Всякое новое, оригинальное, развивающееся в науке и особенно в обучении, требует непременной опоры на фундаментальные научные дисциплины высшей школы, которые характеризуются достаточной стабильностью своих оснований, без чего невозможна осознанная, целенаправленная учебная деятельность студентов. Все новое в науке, приходя на смену старого, не отменяет его, а исходя из него, видоизменяет и дополняет его, особенно если старое зиждется на тех же законах, что и повое. [32]
В проведенном нами социологическом исследовании Московский студент: проблемы и настроения ( опрошено более 1300 студентов 2 - х и 4 - х курсов всех типов вузов Москвы) изучалась, в частности, мотивация учебной деятельности студентов. Базовым был вопрос: Что, по вашему мнению, более всего необходимо сегодня молодому человеку для жизненного успеха. [33]
Результаты, полученные авторами и обсуждаемые в настоящем докладе выводы и рекомендации, не претендуют на роль истины в последней инстанции. Но проблема мотивации учебной деятельности студентов объективно существует, она является одним из важнейших факторов в подготовке специалистов, инженеров, будущих руководителей, экономистов может быть определяющим фактором. Разработка этой проблемы усилиями преподавателей естественных, технических, экономических и других вузов ( специальностей), обмен ценным опытом на страницах журналов, освещающих проблемы школы, в дискуссиях на конференциях и семинарах различного уровня и т.п. помогли бы найти пути ее решения. [34]
Ценностные ориентации личности выполняют важную регулятивную функцию в жизнедеятельности личности. Своеобразно это проявляется в учебной деятельности студента. [35]
Сюда относятся: текущее изучение учебной деятельности студентов, коллоквиумы, собеседования на консультациях, оценки курсовых работ и методы заключительного учета, семестровые экзамены и зачеты, государственные экзамены, защита дипломных работ и дипломных проектов. [36]
Следует заметить, что наличие только интереса со стороны обучающихся и даже высококачественного учебно-методического обеспечения само по себе еще не гарантирует успеха в обучении. Огромную роль играют тип и содержание самостоятельной учебной деятельности студентов в учебном процессе. [37]
Заложенная в ней идея - побудить студентов работать систематически и регулярно - правильная и не является в педагогике и в вузовской практике новостью. Хорошо известна зависимость качества знаний и эффективности учебной деятельности студентов от систематичности самостоятельной работы. [38]
К 1982 году описанная выше методика перестала меня удовлетворять и я решил разработать свою. Акцент был сделан на индивидуализацию обучения и на активизацию учебной деятельности студентов. [39]
Следует отметить, что обучение должно происходить с учетом психологических особенностей осуществляемой деятельности и индивидуальных черт личности, обеспечивая успешность овладения умениями работы с программным продуктом. Опираясь на характер производимых исполнительных действий и свойства темперамента индивида, преподаватель выявляет оптимальные способы учебной деятельности студентов. [40]
Всякое новое, оригинальное, развивающееся в науке и особенно в обучении требует непременной опоры на фундаментальные знания - основополагающую систему закономерных знаний. Без глубокого изучения и понимания фундаментальных научных дисцип - j лин высшей школы, которые характеризуются достаточной стабильностью своих оснований, невозможна осознанная, целенаправленная учебная деятельность студентов. Все новое в науке, исходя из принципа соответствия, приходя на смену старому, не отменяет его, а исходит из него, видоизменяет и дополняет его, особенно если это старое зиждется на тех же законах, что и новое. [41]
Учебная деятельность пространственного эскизирования, максимально проближающаяся по характеру к творческой деятельности дизайнера, позволяет создать в аудитории атмосферу творчества, коллективной увлеченности. Исходное положение о том, что учить творчеству можно только в атмосфере творчества, определяет направление основных усилий преподавателей в разработке средств активизации учебной деятельности студентов, в нахождении доминирующего типа учебного взаимодействия между преподавателем и студентами. [42]
Как с точки зрения научной организации учебного процесса, так и качества формирования знаний второй и третий случаи относятся к существенным нарушениям организации учебной деятельности студентов. Все задания студентов требуют четкой межпредметной согласованности и регламентации. [43]
Контроль и учет неотделимы от учебного процесса. Все методы учета - традиционные, обновляясь на основе современных технических достижений, и новые, обогащая арсенал методики учета - составляют единую дидактическую и методическую систему учета знаний и контроля за учебной деятельностью студентов. [44]
Сущность его состоит в том, что, создав проблемную ситуацию, преподаватель не только дает конечное решение проблемы, но и раскрывает логику движения к этому решению с противоречиями и отклонениями, показывает источник этих противоречий, аргументируя каждый шаг рассуждений. Учебная деятельность студента направлена при этом на то, чтобы внимательно прослушать и воспроизвести ход рассуждений при постановке, формулировке и решении проблемы. В случае проблемного изложения лекционного материала преподаватель может рассказать основное содержание вопроса за сравнительно короткий срок. Такой способ передачи знаний формирует у студентов умение видеть проблему, критичность и альтернативность мышления. Однако этот способ не обеспечивает опыта поисковой творческой деятельности студента. В сущности, это тот же информационно-репродуктивный метод, в котором, однако, информация сообщается в форме постановки проблемы и показа, каким путем эта проблема решается. [45]