Проявление - воля - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Жизнь, конечно, не удалась, а в остальном все нормально. Законы Мерфи (еще...)

Проявление - воля

Cтраница 3


В последнее время интенсивно ведутся исследования в области взаимодействия человека и новой техники. В ее задачу входят, в частности, изучение и учет особенностей восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных переживаний и проявлений воли, особенности социально-психологического взаимодействия людей в процессе управления машиной. Проблемы инженерной психологии решаются психологами совместно с представителями технических наук и медицины. Без опоры на результаты фундаментальных инженерно-психологических исследований сейчас невозможны ни оптимальное проектирование, ни эксплуатация новой техники.  [31]

Всякое ограничение, принципиально попущенное, противно природе нравственной заповеди и подрывает ее достоинство и значение: кто отказывается в принципе от безусловного идеала, тот отказывается от самой нравственности, покидает нравственную почву. Напротив того, закон собственно правовой, как ясно во всех случаях его применения, по существу ограничен; вместо совершенства он требует низшей, минимальной степени нравственного состояния, лишь фактической задержки известных проявлений безнравственной воли. Но эта противоположность не есть противоречие, ведущее к реальному столкновению.  [32]

Прилагая огромные волевые усилия, люди обычно находятся под контролем какого-то чувства или желания, будь то бунт против страдания, амбиция или страх. Они выражают не свою волю. Вместо этого проявление воли становится попыткой, усилием, слепым напором.  [33]

Для Конта главным в науке являются факты - твердые, несомненные, устойчивые данные. Основное дело науки - собирать эти факты и систематизировать их. Религия видит в мире проявление божественной воли, философия ищет причины чувственно воспринимаемых вещей и событий в сфере невоспринимаемых, умопостигаемых сущностей. Но все рассуждения о причинах, полагает Конт, как религиозные, так и философские, весьма недостоверны, поэтому надежнее всего ограничиться простой фиксацией фактов, не занимаясь спекулятивными размышлениями насчет их возможных причин.  [34]

Немецкие философы, полуфилософы и любители красивой фразы жадно ухватились за эту литературу, позабыв только, что с перенесением этих сочинений из Франции в Германию туда не были одновременно перенесены и французские условия жизни. Она должна была приобрести характер досужего мудрствования об осуществлении человеческой сущности. Так, требования первой французской революции для немецких философов XVIII века имели смысл лишь как требования практического разума вообще, а проявления воли революционной французской буржуазии в их глазах имели значение законов чистой воли, воли, какой она должна быть, истинно человеческой воли.  [35]

Личность и свойственные именно данному индивидуму особенности существенно определяются отдельными психическими процессами как формами отражения: эмоциями, ощущениями как первичной формой отражения, мышлением как второсигналь-ной его формой восприятия ( обобщения второй и третьей формы), чувствами ( обобщения первой и третьей формы), волей и памятью. Эти формы отражения либо из-за экономии места ( как в данном случае), либо в силу традиции чаще располагают в другом порядке, как это сделано и в нашей книге. Однако нередко забывают, что все указанные элементарные психические процессы, являющиеся одновременно и элементарными способностями, вместе с тем представляют собой и формы психического ( ведь есть еще и биологическое, и физическое) отражения в своей совокупности, представляющие сознание. Энгельс писал, что воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом - в виде идеальных стремлений, и в этом виде они становятся идеальными силами. Они представляют собой третью подструктуру личности.  [36]

Церетели говорит, что право анкеты нужно было, как в Англии, утвердить путем практики. Пример Англии совсем неудачен, ибо английский парламент - хозяин у себя дома, а наши депутаты - не хозяева даже своего собственного помещения - Таврического дворца. Дума не может изменить избирательного закона; наша отечественная практика - это сенатские разъяснения, а Государственный совет есть то специальное учреждение, которое в руках самодержавия является противником проявления хозяйской воли Думы, и действительный хозяин изменяет избирательный закон и может изменить все, что угодно.  [37]

Вера в универсальное, всеспасающее действие демократии вообще, непонимание того, что она является буржуазной демократией, исторически ограниченной в своей полезности, в своей необходимости, такая вера и такое непонимание держались во всех странах веками и десятилетиями, особенно прочно среди мелкой буржуазии. Крупный буржуа прошел огонь, воду и медные трубы, он знает, что демократическая республика, как и всякая другая форма государства при капитализме, есть не что иное, как машина для подавления пролетариата. Крупный буржуа знает это из своего интимнейшего знакомства с настоящими руководителями и с наиболее глубокими ( зачастую именно в силу этого наиболее прикрытыми) пружинами всякой буржуазной государственной машины. Мелкий буржуа, по своему экономическому положению, по всем условиям своей жизни меньше способен усвоить эту истину, даже держится иллюзий насчет того, будто демократическая республика означает чистую демократию, свободное народное государство, внеклассовое или надклассовое народовластие, чистое проявление всенародной воли и так далее и тому подобное. Прочность этих предрассудков мелкобуржуазного демократа неизбежно вызывается тем, что он дальше стоит от острой классовой борьбы, от биржи, от настоящей политики, и было бы совершенно немарксистским ожидать, будто одной пропагандой и в скорое время можно искоренить эти предрассудки.  [38]

МЖумабаев, решая проблему бытия человека, его свободы и смысла жизни выходит на проблему души. Существует, пишет он, три точки зрения на природу души. Согласно одной, душа представляет собой самостоятельный феномен; согласно другой, она не является самостоятельной, а представляет собой функцию тела; согласно третьей точке зрения, душа представляет собой совокупность ряда качеств: мышления, чувствования и воли. Эту третью точку зрения Жумабаев определяет как феноменализм, или эмпиризм. Душа, согласно ему, есть совокупность проявлений воли, внутреннего чувства и интеллекта. В этом его взгляд близок взгляду Абая, хотя последний специально не исследовал структуру души человека. По выражению Жумабаева, человечество... Из этого следует, что хотя о душе следует судить по ее проявлениям, что она есть эти проявления, тем не менее не сводится к простой их сумме.  [39]

Нортон прочел в Обществе искусств и ремесел доклад о силах, применяемых в земледелии. В нем говорится, между прочим, следующее: Всякое улучшение, придающее более правильную форму участку земли, обеспечивает возможность применения паровой машины для производства чисто механической силы... Сила лошади требуется там, где кривые изгороди и другие препятствия делают невозможными однообразные движения. Такие препятствия с каждым днем все больше устрашнотся. В таких операциях, которые требуют сравнительно больше проявления воли и меньше физической силы, единственно применимой является человеческая сила, как сила, во всякий момент направляемая человеческим умом. Далее, для того чтобы лошадь оставалась здоровой, она не должна работать более 8 часов в день. Применяя силу пара к возделыванию земли, каждую семерку лошадей можно уменьшить по меньшей мере на 3 лошади, причем издержки на паровую машину в течение целого года будут не больше, чем издержки на этих замененных лошадей в течение тех 3 или 4 месяцев, когда они только и находят себе действительное применение. Наконец, в тех земледельческих операциях, где можно применять паровую силу, получается продукт лучшего качества, чем при пользовании силой лошади.  [40]

Нортон прочел в Обществе искусств и ремесел доклад о силах, применяемых в земледелии. В нем говорится, между прочим, следующее: Всякое улучшение, придающее более правильную форму участку земли, обеспечивает возможность применения паровой машины для производства чисто механической силы... Сила лошади требуется там, где кривые изгороди и другие препятствия делают невозможными однообразные движения. Такие препятствия с каждым днем все больше устраняются. В таких операциях, которые требуют сравнительно больше проявления воли и меньше физической силы, единственно применимой является человеческая сила, как сила, во всякий момент направляемая человеческим умом. Далее, для того чтобы лошадь оставалась здоровой, она не должна работать более 8 часов в день. Применяя силу пара к возделыванию земли, каждую семерку лошадей можно уменьшить по меньшей мере на 3 лошади, причем издержки на паровую машину в течение целого года будут не больше, чем издержки на этих замененных лошадей в течение тех 3 или 4 месяцев, когда они только и находят себе действительное применение. Наконец, в тех земледельческих операциях, где можно применять паровую силу, получается продукт лучшего качества, чем при пользовании силой лошади.  [41]

Мортон прочел в Обществе искусств и ремесел доклад о силах, применяемых в земледелии. В нем говорится, между прочим, следующее: Всякое улучшение, придающее более правильную форму участку земли, обеспечивает возможность применения паровой машины для производства чисто механической силы... Сила лошади требуется там, где кривые изгороди и другие препятствия делают невозможными однообразные движения. Такие препятствия с каждым днем все больше устраняются. В таких операциях, которые требуют сравнительно больше проявления воли и меньше физической силы, единственно применимой является человеческая сила, как сила, во всякий момент направляемая человеческим умом. Далее, для того чтобы лошадь осталась здоровой, она не должна работать более 8 часов в день. Применяя силу пара к возделыванию земли, каждую семерку лошадей можно уменьшить по меньшей мере на 3 лошади, вричем издержки на паровую машину в течение целого года будут не больше, чем издержки на зтих замененных лошадей в течение тех 3 или 4 месяцев, когда опи только и находят себе действительное применение. Наконец, в тех земледельческих операциях, где можно применять паровую силу, получается продукт лучшего качества, чем при пользовании силой лошади.  [42]

Мортон прочел в Обществе искусств и ремесел доклад о силах, применяемых в земледелии. В нем говорится, между прочим, следующее: Всякое улучшение, придающее более правильную форму участку земли, обеспечивает возможность применения паровой машины для производства чисто механической силы... Сила лошади требуется там, где кривые изгороди и другие препятствия делают невозможными однообразные движения. Такие препятствия с каждым днем все больше устраняются. В таких операциях, которые требуют сравнительно больше проявления воли и меньше физической силы, единственно применимой является человеческая сила, как сила, во всякий момент направляемая человеческим умом. Далее, для того чтобы лошадь оставалась здоровой, она не должна работать более 8 часов в день. Применяя силу пара к возделыванию земли, каждую семерку лошадей можно уменьшить по меньшей мере на 3 лошади, причем издержки на паровую машину в течение целого года будут не больше, чем издержки на этих замененных лошадей в течение тех 3 или 4 месяцев, когда они только и находят себе действительное применение. Наконец, в тех земледельческих операциях, где можно применять паровую силу, получается продукт лучшего качества, чем при пользовании силой лошади.  [43]

Мрртов прочел в Society of Arts [ Обществе ремесл ] доклад о силах, применяемых в земледелии. В нем говорится между прочим следующее: Всякое улучшение, повышающее однообразие почвы, делает возможным применение паровой машины для производства чисто механической силы... Сила лошади требуется там, где кривые изгороди и другие препятствия делают невозможными однообразные движения. Такие препятствия с каждым днем все больше устраняются. В таких операциях, которые требуют сравнительно больше проявлений воли и меньше физической силы, единственно применимой является человеческая сила, как сила, во всякий момент направляемая человеческим умом. Далее, для того, чтобы лошадь оставалась здоровой, она не должна работать более 8 часов в день. Применяя силу пара к возделыванию земли, каждую семерку лошадей можно уменьшить по меньшей мере на 3 лошади, причем издержки на паровую машину в течение целого года будут не больше, чем издержки на этих устраненных лошадей в течение тех 3 или 4 месяцев, когда они только и находят себе действительное применение. Наконец, в тех земледельческих операциях, где можно применять паровую силу, получается продукт лучшего качества, чем при пользовании силой лошади.  [44]

На место разума должна быть поставлена воля. Но чтобы воля могла помериться силами со всемогущим разумом, каким его сделали философы, Шопенгауэр, во-первых, представил волю независимой от контроля со стороны разума, превратил ее в абсолютно свободное хотение, которое не имеет ни причин, ни оснований. Односторонностям рационализма были противопоставлены крайности волюнтаризма. Все многообразие окружающей действительности, все формы жизни выступили у Шопенгауэра как проявления субстанциальной воли, интуитивно, по аналогии с познающим субъектом, переносимой из внутреннего мира на мир внешний. В контексте вечно становящейся воли как воли к жизни интеллект, по Шопенгауэру, может выступать в следующих формах: как интуиция, знающая волю; в форме слуги, орудия воли; в форме безвольного эстетического созерцания и, наконец, в форме сознательного противопоставления воле, борьбы с ней путем аскезы и квиетизма. Последнему аспекту, связанному с противодействием воле, посвящена этика Шопенгауэра, обосновывающая его теоретический и личностный пессимизм и мизантропию. Страдания невозможно устранить из жизни людей, поэтому освобождение от них он усматривает в аскезе, в отказе от тела как проявления воли и, наконец, в погружении индивидуальной воли в мировую, то есть превращении ее в небытие.  [45]



Страницы:      1    2    3    4