Cтраница 1
Советские психологи стремятся повысить эффективность труда рабочих, применяя исключительно благоприятные воздействия на личность и ее психическое состояние. Такие воздействия приводят к снижению утомляемости рабочего, а снижение утомляемости является естественной основой для повышения его работоспособности. [1]
Советские психологи и физиологи не отрицают бессознательных психических явлений. [2]
Советский психолог Н. Н. Кувшинов [8] изучил особенности самоконтроля учеников и мастеров. [3]
Советские психологи считают ситуативное поведение человека детерминированным главным образом свойствами личности, сформированными в определенной социальной среде. [4]
Видный советский психолог Д. Б. Эльконин ( 1904 - 1984), глубоко изучивший психологию игры ребенка, историю возникновения игры в обществе, показал, что игра в игрушки и ролевые игры возникли лишь на определенной ступени развития человеческого общества. И дальше он пишет: Возникает ( в истории человечества. Появляется своеобразный период, когда дети предоставляются самим себе. Возникают детские сообщества, в которых дети живут хотя и освобожденные от забот о собственном пропитании, но органически связанные с жизнью общества. В этих детских сообществах и начинает господствовать игра 2 ( выделено мною. [5]
Советскими психологами [3, 74] выдвинуто и обосновано положение о сложном системном механизме восприятия. [6]
Большинство советских психологов трактуют готовность как особое длительное или кратковременное психическое состояние. Так, Н. Д. Левитов различает длительную готовность ( например, у музыканта способного и образованного в своей области) и временное состояние готовности, которое может быть названо предстартовым состоянием. Левитов указывает на обычную, повышенную и пониженную готовности. [7]
Исследования советских психологов показывают, что эффективность и надежность действий летчика в критических ситуациях прямо зависят от того, насколько быстро и правильно он оценит сложившееся положение именно как критическое, требующее от него незамедлительного принятия ответственного решения. Экспериментально подтверждена зависимость своевременного выявления летчиками критических ситуаций полета от особенностей формирующегося у них образа-цели. Внутреннее строение образа-цели достаточно сложно, и в нем можно выделить разные по субъективной значимости зоны: потенциальной и актуальной значимости. [8]
По мнению крупнейшего советского психолога академика А. Н. Леонтьева, личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым объективным явлениям. [9]
Согласно представлениям ряда советских психологов ( Л. С. Выгодский 9, Леонтьев10, Запорожец11 и др.), произвольные акты у человека направляются образом конечного результата и формируются при участии второй сигнальной системы. [10]
В последние годы рядом советских психологов и педагогов проведены экспериментальные исследования, непосредственно раскрывающие и подтверждающие возможности образования содержательных обобщений у детей младшего школьного возраста. [11]
Определенный интерес в этом плане представляют работы советского психолога Б.М. Теплова об уме музыканта и уме полководца ( см.: Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. [12]
Этому вопросу уделяется большое внимание в работах советских психологов, занимающихся исследованиями в области психического развития учащихся. Основополагающими трудами в этой области являются работы Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и их многочисленных учеников, сотрудников и последователей. [13]
Руководимые желанием объединить наши усилия с усилиями советских психологов, мы кратко остановимся на тех проблемах психологии руководства, над которыми работаем или будем работать в связи с потребностями социальной практики. [14]
ОН о Я, - по мнению выдающегося советского психолога Л. С. Выготского, является фундаментальным свойством психики. Здесь описано одно из вырожденных ( приводящих к логическому парадоксу) проявлений этого механизма. [15]