Cтраница 2
К сожалению, есть случаи, когда некоторые советские психологи, проводя структурно-функциональный анализ операторской деятельности в сложных технических системах, а также при решении вопросов отбора, недооценивают психологическую сложность этой деятельности, соотношение и связь психофизиологических и личностных характеристик оператора. Перенесение центра тяжести на область психофизиологии приводит к недооценке таких условий готовности и эффективности оператора, как его профессионально развитые высшие психические процессы, установки, мотивы и свойства личности. [16]
В многочисленных исследованиях как зарубежных, так и советских психологов нет единого мнения относительно соотношения внешних и внутренних мотивов в мотивации учения. Одни считают, что при доминировании в учебном процессе внешней мотивации внутренняя может убывать. Однако другие указывают, что эффект Деци происходит при использовании не любого внешнего мотивирующего фактора. Некоторые внешние мотивирующие факторы эффекту Деци не подчиняются и при определенных условиях могут весьма эффективно способствовать формированию внутренней мотивации. Главной задачей исследования Л. И. Земцовой и было доказательство того, что определенная организация учебного процесса, являясь по своему характеру внешним стимулятором учения, может эффективно способствовать формированию стойкой внутренней мотивации учения. [17]
Корнилов Константин Николаевич ( 1879 - 1957) - советский психолог. [18]
Шиф Жозефина Ильинична ( 1905 - 1977) - советский психолог, ученица Выготского. [19]
В нашей стране тесты тоже широко применяются, но часто советские психологи используют зарубежные тесты. Причина этого, как отмечает Н. Ф. Талызина, состоит в том, что долгое время в советской психологии не разрабатывались диагностические методы и использовались уже существующие. При этом забывали или просто не задумывались, как нам кажется, над тем, что буржуазные тесты имеют теоретическое обоснование [ 3, с. Основываясь на марксистском положении о социальной природе человеческой психики, советская психология рассматривает способности как продукт прижизненного формирования. [20]
Эти примеры находятся с полном соответствии с теоретическими положениями видных советских психологов А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко, В. Ф. Рубахина и авиационных психологов В. А. Попова, Н. Д. Заваловой, В. А. Пономаренко и других, по существу разработавших психологический подход от человека к технике при распределении функций между оператором и автоматикой. [21]
Вот почему Пиаже отмечает как положительный факт сотрудничество с советскими психологами, которые изучают детей в социальной среде, весьма отличной от той, которую изучает он сам. [22]
Нужно прямо сказать, что к первым успехам когнитивных психологов у европейских, особенно советских психологов, привыкшим к длительным, часто изматывающим экспериментальным процедурам, отношение было весьма недоверчивым и скептическим. [23]
Форвергом в Германской Демократической Республике, который основывается в своей работе на трудах ряда советских психологов. [24]
Всесторонняя конкретизация и обоснование ряда качеств, необходимых для советского руководителя, были проделаны советскими психологами и педагогами: Б. М. Тепловым, Л. И. Уманским, А. Г. Ковалевым, И. В. Парамоновым, Е. Е. Вендровым и др. Многие из этих авторов не удовлетворились только перечислением, они искали специфику руководителей разных отраслей и разных уровней руководства. [25]
Насколько известно, психологизаторские построения буржуазной политической экономии как предмет критического анализа не привлекали внимания советских психологов. В этой связи представляется необходимым провести такой анализ. [26]
Психология труда в ЧССР развивается на основе марксистской теории и методологии, широко используя достижения советских психологов и психологов других социалистических стран. Свидетельством тесных научных контактов в этой области служат совместные конференции ( например, конференция по проблеме оператора, состоявшаяся в Смоленице в 1974 г.) и другие мероприятия. [27]
Письменная речь в виде решения задач и устная, речь во время дискуссий на семинарах, как установлено советскими психологами, - один из самых мощных приемов усвоения знаний и развития творческих способностей. Поэтому, роль семинаров, домашней подготовки и устных ответов во время проверочных контрольных заданий должна быть значительно усилена. Для организации дискуссии, как-показывает, наш опыт, во время лекции наиболее удобна аудитория из 40 - 60 человек, а на семинаре - 8 - 15 человек. [28]
Ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения прямо исходит из ассоциативна-рефлекторной - теории - и - VL Сеченова - И. П. Павлова и подробно разработана в трудах советских психологов С. Л. Рубинштейна, Н. А. Менчинской, Д. Н. Богоявленского, Ю. А. Самарина, Е. Н. Кабановой-Меллер, П. А. Ше-варева и в трудах других ученых. [29]
Еще не так давно даже к самому понятию интуиция в научных сферах относились более чем скептически, что дало повод одному из ведущих советских психологов Б. М. Теплову высказать следующее соображение: Понятие интуиции часто окружается ореолом некоей мистической таинственности. Поэтому в советской психологии замечается склонность избегать и даже замалчивать его. [30]