Советский психолог - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4
Быть может, ваше единственное предназначение в жизни - быть живым предостережением всем остальным. Законы Мерфи (еще...)

Советский психолог

Cтраница 4


Во-первых, деятельность не только психологический объект, поэтому ее анализ не может ограничиваться психологическим анализом. Воздвигнуть стену между психическим и физиологическим не позволяют их диалектическая взаимообусловленность и взаимопереходы, свойственные как фило -, так и онтогенезу. Особенно показательным в этом отношении является понятие функциональных мозговых органов, развивавшееся ведущими советскими психологами. Мозговые функции и механизмы составляют бесспорный предмет физиологии, но из этого вовсе не следует, что эти функции и механизмы остаются вне психологического исследования, что кесарево должно быть отдано кесарю. Эта удобная формула, спаса - ющая от физиологического редукционизма, вместе с тем вводит в пущий грех: в грех обособления психического от работы мозга.  [46]

Из указанного противоречия, являющегося важнейшим источником развития ребенка, следует еще одно требование. Дело в том, что школьник приобретает новые способы действий, новые формы поведения, необходимые ему для удовлетворения вновь возникающих в процессе его жизнедеятельности потребностей, главным образом в обучении. Поэтому обучение должно несколько опережать достигнутый уровень развития, идти, по выражению выдающегося советского психолога Л. С. Выготского ( 1896 - 1934), впереди развития. То, что ребенок может уже делать самостоятельно, Л. С. Выготский назвал уровнем актуального развития, а то, что ребенок может делать лишь в сотрудничестве со взрослым, при некоторой помощи взрослого, он назвал зоной ближайшего развития. Выготский делает важнейший вывод: Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой...  [47]

Рассматривая каждое из профессионально значимых свойств, мы должны прежде всего ответить на вопрос, насколько стабильно это свойство, насколько оно поддается развитию и компенсации в процессе обучения и профессиональной деятельности. Для нас интересно, с какими профессиональными задачами связано значение того или иного свойства, каков диапазон индивидуальных его различий и, наконец, как включается данное свойство в структуру личности работающего человека. Не все эти вопросы пока решены психологией труда, но ответы на многие из них мы находим в работах советских психологов.  [48]

Со времени написания этих слов положение заметно изменилось. Среди них можно особо выделить труды Я. А. Пономарева и в первую очередь его книгу Психика и интуиция, в которой автор дал развернутую картину проявлейий интуиции, обосновал диалектико-материалистические положения о ее природе. Состоялись всесоюзные и международные симпозиумы по проблемам интуиции и бессознательного; в материалах этих симпозиумов представлен богатый и обоснованный свод данных - относительно интуитивных процессов, советские психологи пред-ставили достаточно аргументированные концепции, хотя, разумеется, проблематика интуиции во многом еще сохраняет остроту и неразрешенность.  [49]

К общим способностям относится интеллект. Психологические исследования Подтверждают наличие корреляции ( связи) между уровнем-развития интеллекта и эффективностью руководства, ко связь эту не следует понимать однозначно ( чем выше интеллект, тем эффективнее руководство. Ьлужбу в японские - корпорации, как правило, не, становятся там высшими менеджерами. Кричевский: в годы учебьгстуденты демонстрируют ум теоретический, а для руководителя, как человека практически - ориентированного, необходим ум практический, который, УЗК установил более полувека назад советский психолог Е.М.Теплов, решает не менее: - сложные и противоречивые, но особые - интеллектуальные задачи.  [50]



Страницы:      1    2    3    4