Советский психолог - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Жизненный опыт - это масса ценных знаний о том, как не надо себя вести в ситуациях, которые никогда больше не повторятся. Законы Мерфи (еще...)

Советский психолог

Cтраница 3


Основы психологической теории предметного человеческого действия были заложены Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Н. А. Бернштейном, С. Л. Рубинштейном, П. И. Зинченко, А. В. Запорожцем, А. Р. Лурия, В. П. Зинченко, В. В. Давыдовым, Ю. Б. Гиппенрейтер и другими советскими психологами, которые творчески переосмыслили огромное философское и психологическое наследие различных школ и традиций в понимании психических явлений и разработали принципиально новый научный подход к психологическому изучению сознания и деятельности человека.  [31]

Категория деятельность приобрела к настоящему времени большое значение и широко используется в исследованиях разного рода. Советские психологи опираются на это понятие, начиная 5 работ Л. С. Выготского, написанных им еще в 20 - 30 - е годыг. Указанное понятие проникло фактически во все отрасли знания, в той или иной степени занятые исследованием человека, человеческого сознания, его познавательной и, в ряде случаев, профессиональной деятельности.  [32]

Исследования советских психологов ( Б. Г. Ананьев, Ю. А. Самарин, А. А. Люблинская, А. М. Орлов и др.) рассматривают преемственность как важнейшее условие развития знаний учащихся в процессе обучения, так как сложившаяся система знаний важна не только сама по себе, но и как опора, подкрепление для усвоения каждого нового знания.  [33]

Изучение личностных качеств руководителей должно протекать в тесной связи с задачами их производственной деятельности. В исследованиях советских психологов показано, что передовые руководители первичных трудовых коллективов отличаются высоким уровнем организации собственной работы. Если организатор умеет управлять своей индивидуальной деятельностью, рационально распределять этапы работы и личное время, то это свидетельствует о наличии качеств, которые позволяют управлять и другими людьми.  [34]

Важнейшее из них - требование к устойчивости внимания. Как показали исследования советских психологов, устойчивость внимания, бдительность прямо зависят от силы возбудительного процесса. Конечно, на успешность сохранения устойчивого профессионального внимания влияют такие характеристики личности, как ответственность, заинтересованность. Разнообразие деятельности способствует сохранению устойчивости. Однако при слабом возбудительном процессе снижение устойчивости внимания неизбежно. Поэтому упомянутое свойство нервной системы ( не поддающееся тренировке) является прямым психологическим противопоказанием к деятельности диспетчера УВД.  [35]

Оно развивается в исследованиях ведущих советских психологов. Гальперина читаем: Действует не психика, а субъект, который вовсе не духовная субстанция, а особым образом устроенный сложный организм [ 42, с. В работах А. Н. Леонтьева субъект также выступает как телесный, материальный в единстве телесных и психологических его свойств, говорится о реальной связи, реальном взаимодействии живого, высокоорганизованного, материального субъекта и окружающей его материальной действительности [ 75; 76, с.  [36]

В этой связи при создании процедур формализации расплывчатых категорий ( с использованием мнений экс - - перта) может быть полезен подход, основанный на изучении проблемы бессознательного. Как было неоднократно показано в работах советских психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, Ф. В. Бассина, неосознаваемая ( бессознательная) психическая деятельность - это активность мозга, при которой решения выносятся на основе информации, субъектом не осознаваемой. В связи с этим сознание может характеризоваться двумя уровнями. На первом из них образы формализуемы, - коммуницируемы, регистрируемы. На втором же уровне образы плохо осознаются и с трудом поддаются коммуникации. На первом уровне используются четкие и формализуемые образы, которые могут быть выражены в количественной форме или в виде двузначных оценок. На втором же уровне четкие образы, как правило, используемы быть не могут. Роль неосознаваемого в психической деятельности особенно отчетливо проявляется, по-видимому, именно на этом последнем уровне.  [37]

Но практически реализовать многие из них советским психологам не удалось. Уже в середине 1930 - х годов теоретический уровень отечественной психологии начал быстро снижаться. В условиях сталинских репрессий изучать социальные условия формирования личности стало невозможно.  [38]

Деятельность же и сознание, по мнению советских психологов, не два в разные стороны обращенных аспекта, они образуют органическое целое, не тождество, но единство.  [39]

В работах Б. Ф. Ломова и В. Д. Шадрикова в деятельности выделяются такие компоненты, как мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий [ 79, с. По содержанию эти компоненты соответствуют более ранним описаниям общего состава деятельности: в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина и других советских психологов.  [40]

Советские психологи О. К. Тихомиров и В. Н. Пушкин провели специальные, исследования.  [41]

Такая концепция вместе с накопленным опытом показывает, что уже на начальной ступени вполне возможно ( а в целях формирования личности и необходимо) дидактически руководить процессами мышления на уровне теоретического познания. Это касается не только преподавания математики. По мнению советского психолога В. В. Давыдова, теория обучения, и не только теория обучения на начальной ступени, все еще в сильной степени подвержена сенсуалистическому влиянию, в чем следует усматривать тормоз в организации обучения, соответствующей возросшим социальным требованиям.  [42]

Выготский и многие другие ученые. Живо, однако, и другое направление, в частности, как ветвь гуманистической психологии, не следующее строгому научному детерминизму и по методам близкое поэтике и другим сугубо гуманитарным формам знания, принципиально не совместимым с теорией эксперимента и другими существенно важными признаками современной научной парадигмы. Не чужды психологическому дуализму оказались и те советские психологи, которые пытались отделить генезис личности от развития индивида как не связанные друг с другом преемственностью автономные феномены.  [43]

Следует особо подчеркнуть, что советская педагогика всегда устанавливала тесную взаимосвязь между совершенствованием деятельности и формированием личности обучающегося. Личность может формироваться только при условии включения обучающегося в самостоятельную, активную учебную деятельность, адекватную содержанию и целям обучения и воспитания. Обоснование психологического принципа единства сознания и деятельности содержится в фундаментальных исследованиях ведущих советских психологов ( Л. С. Выготского, СЛ.  [44]

В современной западной литературе по проблемам общей психологии эта книга отличается глубоким анализом активности человеческого познания. В ряде случаев этот анализ оказывается близок тем исследованиям, которые проводят советские психологи.  [45]



Страницы:      1    2    3    4