Cтраница 4
Анализ экспериментальных и теоретических исследований показывает, что в сложившейся практике отбора абитуриентов необходимы дальнейшие улучшения, которые по тем же причинам существенны и в решении проблем адаптации, профессиональной ориентации. Проблематика преемственности школы и вуза поднимает вопросы, существо которых известно из истории общей психологии личности, в частности - из истории противопоставления теорий взаимодействия, среды и личности. [46]
На первое место они ставят принцип историчности, требующий изучения трудовой деятельности на основе учета своеобразия данной общественной формации. Принцип строгой научности в психологии труда заключается в том, что она должна развиваться в единстве с общей психологией, связывая научно-практическую работу с научно-психологической. [47]
Считалось, что ей не хватает теоретического фундамента и глубоких связей с такими основными специальными дисциплинами, как, например, общая психология, психология личности, математическая и педагогическая психология. [48]
Андреева в учебнике по социальной психологии обращает внимание на законность присутствия проблемы личности в этой науке, хотя и отмечает отличие ее трактовки в социальной психологии от двух родительских дисциплин - социологии и общей психологии. По ее мнению, в структуру социологического знания входит раздел Социология личности, а раздел Психология личности давно завоевал прочное место в общей психологии. Определяя специфику социально-психологической проблематики личности, Г.М. Андреева возражает против довольно распространенной точки зрения, согласно которой задача социальной психологии - анализ личности как объекта и субъекта общественных отношений. Она считает, что для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой ( не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношений личности с конкретной группой) ( См. Главная проблема анализа личности в социальной психологии - выявление того, посредством каких механизмов осуществляется влияние общества на личность, как участвует в этом процессе микро - и макросреда. [49]
Нам может быть интересен человек, в котором мы совершенно не заинтересованы, и наоборот. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, ценнейшее свойство человека - способность проявлять интерес к общественным делам независимо от всякой личной заинтересованности ( Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [50]
Некоторые ученые обвиняют Московичи в том, что он пытается реанимировать идею думающего общества. Тем не менее Московичи полагает, что общество целесообразно рассматривать как мыслящую систему, аналогичную политической и экономической социальной системе: Если главный вопрос общей психологии касается природы мыслящего индивида, то социальная психология должна понять природу мыслящего общества [ 30, с. [51]