Cтраница 2
При расположении пятна контакта у вершины зуба ( рис. 170, в) следует придвинуть ведущую шестерню к ведомой. Если боковой зазор при этом будет слишком мал, отодвинуть ведомую шестерню. [16]
При расположении пятна контакта у вершины зуба ( рис. 74, г) ведущую шестерню приближают к ведомой, а при расположении у основания зуба ( рис. 74, д) - удаляют от нее. Для этого снимают подшипниковый узел в сборе, удаляют или добавляют необходимое количество прокладок 9 ( см. рис. 31, б) и устанавливают подшипниковый узел на место. [17]
Схема измерения толщины зуба. а - по двум роликам. 6 - зубомером. в - микрометром одновременно несколько зубьев. [18] |
Форма и расположение пятна контакта на зубьях сопряженных колес имеют существенное значение не только для нагруженных передач с целью повышения их долговечности, но и для передач, которые должны работать плавно и бесшумно. [19]
Правильные форма и расположение пятна контакта показаны в табл. 12.21. При проверке на контрольно-обкатном станке пятно контакта должно быть смещено ближе к носку и не должно концентрироваться на головке и ножке зуба. При необходимости во время нарезания зубьев шестерни можно учесть изменения формы и расположения пятна контакта, которые появляются при термообработке. Длина пятна контакта должна соответствовать техническим условиям эксплуатации. Обычно для тяжело нагруженных передач длину пятна контакта рекомендуют выбирать приблизительно равной половине длины зуба колеса, чтобы избежать выхода пятна контакта на кромку пятки зуба под полной нагрузкой в собранном редукторе. У легко нагруженных передач пятно контакта, как правило, составляет 3 / 4 длины зуба колеса. [20]
Схема определения толщины. [21] |
Окончательно форму и расположение пятна контакта определяют после испытания конических колес в собранном редукторе при расчетной нагрузке. При испытании конических колес с применением эксплуатационных нагрузок пятно контакта удлиняется и должно отстоять от края кромки зуба не менее чем на 0 5 - 1 5 мм. [22]
Способы закрепления зубчатых колес на валах. [23] |
По величине и расположению пятна контакта на зубьях большего колеса судят о зацеплении: пятно контакта должно покрыть среднюю часть боковой поверхности зубьев по высоте - не менее 20 - 60 %, а по длине не менее 25 - 95 % в зависимости от степени точности зубчатой передачи. [24]
Окончательные требования к расположению пятна контакта должны устанавливаться на основе результатов испытаний под полной нагрузкой с тем, чтобы контакт не сосредоточивался на кромке зубьев. [25]
Для выявления формы и расположения пятна контакта, а также бокового зазора шестерню в паре с нарезанным колесом устанавливают на контрольно-обкатном станке на заданные базовые расстояния. При обкатке пары на станке под легкой нагрузкой в обоих направлениях на предварительно покрытых тонким слоем краски ( обычно сурик, разведенный в масле) боковых поверхностях зубьев отпечатывается пятно контакта. Боковой зазор между зубьями пары измеряют после остановки станка на четырех зубьях, расположенных на одинаковом расстоянии по окружности, измерительный наконечник индикатора устанавливают на внешнем торце перпендикулярно поверхности зуба. [26]
При корректировке все изменения расположения пятна контакта принято производить при нарезании зубьев шестерни, а контролировать форму и расположение пятна контакта следует на зубьях колеса. Контроль пятна контакта производят обкаткой нарезаемой пары зубчатых колес на контрольно-обкатном станке. Перед проверкой зубья колеса покрывают тонким слоем краски ( сурик с маслом) для лучшего выявления пятна контакта на зубьях колеса. [27]
Для контроля правильности зацепления и расположения пятна контакта, а также для заливки масла в крышке корпуса предусматривают люк. При верхнем расположении червяка ( см. рис. 11.17) через люк / в крышке корпуса невозможно наблюдать за зубьями колеса, так как их закрывает червяк. Поэтому в корпусе на узкой боковой стенке делают смотровое окно 2, через которое наблюдают за расположением пятна контакта на зубьях колеса при регулировке зацепления во время сборки редуктора. После сборки редуктора это окно закрывают крышкой, в которую может быть вмонтирован маслоуказатель. [28]
При изменении бокового зазора изменяется расположение пятна контакта. Контакт в этом случае перемещается следующим образом. [29]
Для контроля правильности зацепления и расположения пятна контакта, а также для заливки масла в крышке корпуса предусматривают люк. При верхнем расположении червяка ( см. рис. 11.17) через люк / в крышке корпуса невозможно наблюдать за зубьями колеса, так как их закрывает червяк. Поэтому в корпусе на узкой боковой стенке делают смотровое окно 2, через которое наблюдают за расположением пятна контакта на зубьях колеса при регулировке зацепления во время сборки редуктора. После сборки редуктора это окно закрывают крышкой, в которую может быть вмонтирован маслоуказатель. [30]