Cтраница 4
Правильность зацепления конических шестерен проверяют на краску по расположению пятна контакта на зубьях. Для этой цели на зубьях ведущей шестерни наносят тонкий слой краски и шестерни поворачивают. При правильном зацеплении шестерен пятно контакта ведомой шестерни расположится по середине высоты зуба, сдвигаясь немного к узкому его концу. В зависимости от смещения пятна контакта регулируют положение шестерен, при этом необходимо руководствоваться следующими правилами. [46]
В табл. 106 - 111 показана рекомендуемая форма и расположение пятна контакта, а также способы исправления пятна контакта в отношении его расположения по длине и высоте зуба и размеров пятна - ширины и длины. [47]
Оценка качества зубчатых колес при обкатке производится по размеру и расположению пятна контакта и бесшумности зацепления. Для получения пятна контакта зубья одного колеса покрываются тонким слоем краски; после обкатки на зубьях сопряженного колеса получаются отпечатки в виде пятен краски. Правильное пятно контакта должно располагаться симметрично по высоте и по длине зуба, не выходя на края. Согласно ГОСТу 1643 - 56 пятно контакта должно распространяться на 20 - 65 % высоты зуба и 25 - 95 % длины зуба в зависимости от степени точности контролируемых колес. [48]
Проверка направления зубьев конического колеса. [49] |
После окончательной обработки производится контроль конических зубчатых колес на величину и расположение пятна контакта и на боковой зазор. Проверка проводится на контрольно-обкатном станке. Некоторые предприятия при отсутствии таких станков создают различного рода приспособления, исполняющие те же функции контрольно-обкатного станка. [50]
При испытании проверяют плавность и бесшумность работы передачи, форму и расположение пятна контакта, биение делительного конуса и ошибки в шаге. [51]
При нежестких валах зубчатых передач предусматриваются специальные требования к форме и расположению пятна контакта. В этом случае для косозубых колес величины предельной погрешности осевого шага, допуска на контактную линию, допуска на непрямолинейность контактной линии и предельного отклонен; основного шага, а для прямозубых колес - допуска на направление зуба, а также нормы пятна контакта устанавливаются независимо от стандарта. [52]
При нежестких валах зубчатых передач должны предусматриваться специальные требования к форме и расположению пятна контакта. [53]
В процессе термической обработки зубья конических колес деформируются, вызывая изменения в расположении пятна контакта. [54]
Существенным обстоятельством, влияющим на долговечность и надежность работы конической передачи, является расположение пятна контакта зубьев. Прямозубые конические колеса весьма чувствительны к погрешностям монтажа и деформациям под нагрузкой. Отклонение от заданного направления в расположении зубьев в процессе нарезания, некоторые перекосы осей подшипников приводят к тому, что при проверке пятна контакта обнаруживается смещение его к одному из торцов зубчатых колес. Деформации валов и зубьев конических колес под нагрузкой способствуют еще большему смещению пятна контакта. [55]
Качество прилегания боковых поверхностей зубьев сопряженных колес конической зубчатой передачи определяется величиной и расположением пятна контакта при работе передачи. Для определения пятна контакта поверхности зубьев шестерни быстроходного вала перед установкой его в станину покрывают равномерным тонким слоем краски ( 4 - 6 мкм), приготовляемой из смеси свинцового сурика и жидкого машинного масла. После закрепления быстроходного вала проворачивают передачу в обоих направлениях на угол, соответствующий двум-трем оборотам конического колеса, О качестве зацепления судят по отпечаткам на зубьях колеса, для чего поднимают вверх узел стола, вынимая его из станины. [56]
Притирку зубьев применяют для уменьшения параметра шероховатости поверхностей зубьев и незначительного исправления формы и расположения пятна контакта с целью получения плавной и бесшумной работы конических передач. Притирку выполняют на зубо-притирочных станках 5П720 ( de 125 мм), 5П722 ( de 320 мм), 5725Е ( de 500 мм), 5724 ( de 800 мм) при совместном вращении сопрягаемых шестерни и колеса под легкой тормозной нагрузкой с одновременной подачей абразивной жидкости в зону зацепления. Для обеспечения притирки всей рабочей поверхности зубьев взаимное расположение шестерни и колеса во время притирки автоматически изменяется. Абразивная жидкость, применяемая на зубопритирочных станках, состоит из абразива и масла. Наиболее эффективным абразивом для закаленных зубчатых передач является карбид кремния, твердые и хрупкие зерна 3 ( рис. 213 6) которого имеют острые режущие кромки. Во время притирки абразивные зерна вместе с маслом 2 подаются в зону зацепления и острыми гранями снимают металл с поверхности зубьев шестерни / и колеса 4 при взаимном их перемещении 5 и 7 относительно друг друга. Для повышения режущих свойств абразива создается давление ( см. стрелки 6 и 8) между зубьями колес / и 4 с помощью тормозного момента. [57]