Cтраница 1
Рационализация транспортно-экономических связей является сложной комплексной проблемой, охватывающей сферы производства и обращения. Совершенствованию связей внутрипроизводственной сферы способствуют в основном улучшение размещения предприятий, внедрение новой техники и технологии. Рационализация связей в сфере обращения связана с повышением научного уровня планирования перевозок, с эффективной организацией материально-технического снабжения в народном хозяйстве, с осуществлением мероприятий внутри транспортной системы, создающими условия для снижения себестоимости перевозок. [1]
Разработки по рационализации региональных перспективных транспортно-экономических связей по светлым нефтепродуктам показали, что при их внедрении может быть повышена эффективность использования капитальных вложений в развитие объектов нефтебазового хозяйства, так как при определении сроков и направлений их реконструкции и нового строительства этой разработкой обеспечивается наилучшее использование имеющегося резервуарного парка и определяются устойчивые, долговременные хозяйственные связи предприятий нефтепродукгообеспечения с потребителями. [2]
Применение экономико-математических моделей при рационализации транспортно-экономических связей по массовым светлым нефтепродуктам в условиях наиболее эффективного использования объектов нефтебазового хозяйства дает соответствующий эффект только в том случае, если в расчетах используется достаточно достоверная исходная информация. Для рационализации региональных транспортно-экономических связей на стадии текущего планирования нефтеснабжения необходимы следующие исходные данные: источники ресурсов с объемами ресурсов; пункты потребления и объемы потребления в них автобензина и дизельного топлива в навигационный и межнавигационный периоды года; транспортная сеть и текущие затраты на транспортировку автобензина и дизельного топлива отдельными видами транспорта в навигационный и межнавигационный периоды года; технико-экономические показатели работы объектов нефтебазового хозяйства: максимально возможная пропускная способность и текущие затраты на хранение нефтепродуктов. [3]
Особенно остро стоит вопрос рационализации транспортно-экономических связей, осуществляемых снабженческими и сбытовыми организациями, в издержках обращения которых транспортные расходы имеют большой удельный вес. [4]
Критерием оптимальности при решении задачи рационализации транспортно-экономических связей является минимум эксплуатационных расходов на транспортировку и хранение нефтепродуктов на объектах нефтебазового хозяйства. Эксплуатационные расходы включают в себя издержки Главнефтеснаба РСФСР, связанные с транспортировкой нефтепродуктов от источников ресурсов до нефтебаз и филиалов и хранением их на объектах нефтебазового хозяйства. Кроме этого, в эксплуатационные расходы входят и затраты народного хозяйства, связанные с доставкой нефтепродуктов от нефтебаз и филиалов до потребителей. [5]
Блок 1 -осуществляет экономическую постановку задачи рационализации транспортно-экономических связей по массовым светлым нефтепродуктам на стадии текущего планирования нефтеснабжения региона. [6]
В целях улучшения территориального планирования, размещения производительных сил и рационализации межрайонных транспортно-экономических связей Госплан СССР при разработке долгосрочных и пятилетних планов экономического и социального развития СССР составляет совместно с Госснабом СССР и с участием министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик территориальные балансы производств и распределения важнейших видов продукции. Территориальные балансы предусматривают рациональное использование природных, энергетических и других ресурсов в целом по стране, союзным республикам, крупным экономическим районам и территориально-производственным комплексам. [7]
Третья группа обеспечивает расчет отдельных технико-экономических показателей, используемых при постановке задач рационализации внутри-управленческих транспортно-экономических связей по нефтепродуктам на стадии текущего и, перспективного планирования. [8]
В результате операций блоков 7 - 12 формируются коэффициенты целевой функции, необходимые для решения задачи рационализации транспортно-экономических связей в условиях наиболее эффективного использования нефтебсзэвого хозяйства. Остальные подблоки матрицы забиваются константой. Этой же константой внутри подблоков каждого блока забиваются клетки, в которых отражаются экономически нецелесообразные связи. [9]
Снижение затрат может происходить за счет рационализации транспортно-экономических связей и наиболее оптимального использования нефтебазового хозяйства. За критерий оптимальности принимаются эксплуатационные затраты на транспортировку и переработку нефтепродуктов на нефтебазах и в филиалах. [10]
Основной задачей текущего планирования нефтеснабжения на уровне территориального управления Главнефтеснаба РСФСР является обеспечение бесперебойной и своевременной доставки нефтепродуктов потребителям с минимальными народнохозяйственными издержками, необходимыми для осуществления внутриуправ-ленческих перевозок нефтепродуктов и содержание нефтебазового хозяйства. Для решения этой задачи важным моментом является рационализация транспортно-экономических связей, которая должна обеспечить оптимальный вариант перевозок в условиях наиболее эффективного использования действующих объектов нефтебазового хозяйства. [11]
Госкомнефтепродукта РСФСР которое характеризуется наиболее сложными условиями нефтеснабжения, так как на обслуживаемой им территории осуществляется весь процесс снабжения: перевозка нефтепродуктов от нефтеперераба тывающих заводов ( НПЗ) до нефтебаз железнодорожным, речным, трубопроводным и автомобильным транспортом; хранение нефтепродуктов на объектах нефтебазового хозяйства и поставка их потребителям. При экономико-математической постановке задач текущего и перспективного планирования для рационализации транспортно-экономических связей предусмотрено использование в виде источников ресурсов не только нефтеперерабатывающих заводов, но и пунктов перевалки с одного вида транспорта на другой, а также пунктов распыления железнодорожных иалив-ных маршрутов. Это позволяет предлагаемый комплекс экономико-математических моделей планирования при соответствующей корректировке использовать в любом территориальном нефтснабсбы-товом управлении. [12]
Второе направление связано с разработкой методики многоуровневого индикативного технико-экономического планирования нефтепродуктообеспечения. Для осуществления такого планирования нужна соответствующая нормативная база, принципы построения которой должны предусматривать рационализацию транспортно-экономических связей по нефтепродуктам. Особенно важен уровень предприятия нефтепродуктообеспечения, где в процессе текущего и перспективного планирования решаются вопросы наиболее эффективного использования и развития объектов нефтебазового хозяйства и имеются возможности более полно учитывать территориальные особенности сезонных колебаний потребительского спроса на нефтепродукты, а также имеющихся транспортных средств для поддержания надежности нефтепродуктообеспечения в зоне, обслуживаемой этим предприятием. [13]
Таким образом, нефтеснабжение рассматривается нами как комплекс взаимосвязанных сложных развивающихся систем, включающих внутрирегиональный транспорт, переработку и распределение нефтепродуктов. С учетом условий формирования процесса нефтеснабжения и целей, стоящих перед органами нефтеснабжения, основной задачей этой системы в масштабе региона, в качестве которого принимается территориальное управление Главнефтесна-ба РСФСР, представляется правомерным считать рационализацию управленческих транспортно-экономических связей народного хозяйства по нефтепродуктам. На стадии текущего планирования эта задача конкретизируется как задача рационализация внутрирегиональных перевозок нефтепродуктов с учетом наилучшего использования имеющегося нефтебазового хозяйства, а на. [14]
Экспериментальные расчеты при апробации научных разработок на реальных данных, проведенные в годы централизованного управления нефтепродуктообеспечением, показали, что их использование в практике хозяйствования позволяет реализовать значительные резервы экономии издержек обращения. Так, за счет координации работы различных видов транспорта при перевозке массовых светлых нефтепродуктов ( автобензин, дизельное топлива) можно было снизить транспортные расходы более, чем на 3 % по сравнению с фактически имевшими место в те годы, когда еще действовали схемы нормальных направлений железнодорожных потоков на территории СССР и проводилась определенная работа по рационализации транспортно-экономических связей в масштабе всей страны. Сейчас, при росте удельного веса нерациональных железнодорожных перевозок этих видов нефтепродуктов более чем в 10 раз, потенциальные резервы экономии транспортных расходов за счет координации работы железнодорожного, нефтепродукто-проводного и речного транспорта значительно выше. [15]