Рационализм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Пока твой друг восторженно держит тебя за обе руки, ты в безопасности, потому что в этот момент тебе видны обе его. Законы Мерфи (еще...)

Рационализм

Cтраница 2


Подлинной альтернативой рационализму в историко-философской концепции Эрна выступает не иррационализм, а логизм, философия Логоса. Сущим природу ( Вселенную, мир, человека) делает ее изначальная и неразрывная связь с Логосом. Понимание этой связи становится источником онтологизма античной философии и, религиозно преображенное в христианстве, метафизически оформляется в патристической мысли ( учениях отцов церкви), последовательно онтологичной. В обоих случаях природа как Сущее, принципиально не сводимая ни к каким мертвым схемам, согласно Эрну, сохраняет свое значение для мысли. Все пронизано живым Логосом, все полно бытия. Эта роль для него допустима в опыте научном, когда речь идет о познании истин частичных и в этом смысле относительных. У философии ( метафизики) же своя задача: она не может не стремиться к познанию абсолютному, иначе она просто перестает быть философией.  [16]

Конкуренция между рационализмом и эмпиризмом в экономической науке имеет давнюю историю. Рикардо и Т.Р. Мальтус, ранние маржиналисты и сторонники исторической школы, неоклассики более позднего период.  [17]

В первом случае рационализм носил более теоретический, а во втором - более практический характер. Но при всех различиях он обычно сильно влиял на религиозное поведение. Громадное значение прежде всего имело своеобразие слоев интеллектуалов. Для религиозного развития наших дней настолько же безразлично, испытывают ли наши современные интеллектуалы потребность пережить наряду с другими сенсациями сенсацию религиозного состояния - в немалой степени руководствуясь желанием снабдить свой интерьер бесспорными подлинниками, как это подобает хорошему вкусу ( из такого источника еще нигде не возникала новая религия), - настолько большое значение имело своеобразие интеллектуалов для религии в прошлом. Идея спасения и связанная с ней концепция существовали с незапамятных времен, если под этим понимать освобождение от нужды, голода, засухи, болезни и, наконец, от страданий и смерти.  [18]

Подобно эмпиризму, рационализм был реакцией прогрессивной филос. Впоследствии подобно тому, как сенсуализм ( после Локка) перешел в Англии на идеалистич.  [19]

С увеличивается роль экономического рационализма при соответствующем снижении роли социального гуманизма и наооорот. Индекс оС сочетания экономического рационализма ( самоокупаемости трудоохранных мероприятий) с социальным гуманизмом, очевидно, должен устанавливаться директивными органами как важнейшая характеристика реализации трудоох-ранно и политики нашей йартии и государства в конкретных условиях развития общества.  [20]

Идейность основана на этически окрашенном рационализме, изгоняющем иррациональные или мистические начала, и поэтому по большей части противопоставлена религии. Беспочвенность предстает как отрыв от национальной культуры, государства, религии и даже быта, от всех органически выросших социальных и духовных образований. Амплитуда идейных поисков и утверждении, присущих интеллигенции, может быть весьма широка: от всесторонне развитого мировоззрения, включающего обоснование справедливого порядка, до нигилизма и безверия.  [21]

Для экономической жизни характерен рационализм, основной принцип которого - все для производства. Для этого происходит разделение труда, осуществляются технические и организационные нововведения, ведется контроль и т.п. В этой ситуации возникает разрыв между личностью и производством. Человек сводится до уровня детали, ему трудно участвовать в производстве, не порывая со своей индивидуальностью. Если такой функционализм будет сильно давить, это может привести к неспособности человека справляться со своими обязанностями. Возникают такие проблемы, как неудовлетворенность жизнью, нежелание сотрудничать с организацией, падение интереса к работе, сопротивление организации в форме нарушения дисциплины труда и технических нормативов, забастовок, пьянства на рабочем месте, хищений и т.п. Все это в конечном итоге оказывает отрицательное влияние на производительность труда человека. Гуманизация труда устраняет этот дисбаланс.  [22]

С др. стороны, рационализм находит завершение в иослегегелевском материализме, гл.  [23]

На высшей ступени развития рационализм как бы из самого себя порождает вновь род традиционализма ( Зомбарт В.  [24]

И тем не менее рационализм ученого кончается на принципах познания. Конкретная реализация поисков всегда индивидуальна.  [25]

26 Основные исторические направления в теории организаций. [26]

Классическим примером применения философии рационализма в теории организаций является концепция профессиональной бюрократии. Веберу есть бюрократическая организация. Здесь рациональность понимается как полное соответствие средств целям. Бюрократическая организация эффективна, поскольку при этом властные функции осуществляются на основе норм и обезличенных процедур. Деперсонализация улучшает управляемость и обеспечивает понимание поведения организации.  [27]

Классические модели ИИ проникнуты рационализмом, поскольку в них интеллект связывается с рациональными методами решения задач с использованием эвристических процедур.  [28]

Второй подход иногда называют рационализмом или абстрактным интеллектуализмом. Он постулирует существование способности логики мыслить, противопоставляемой традиции, истории и конкретики содержания образования. Эта способность наделяется властью влиять на поведение. Поскольку она имеет дело только с общими и безличными формами, действия разных людей в соответствии с логикой будут внешне одинаковы. Услуги, оказанные этой философией, не вызывают сомнения: она была мощным средством резкой критики доктрин, за которыми стояли традиции и интересы только одного класса; она приучала людей к свободе обсуждения и проверке всех идей на достоверность; она подрывала власть предрассудков, суеверий и грубой силы, приучая людей полагаться на аргументы, дискуссию и убеждение; она обеспечивала ясность и упорядоченность самовыражения. Однако абстрактный интеллектуализм более значительно сказался на разрушении старых заблуждений, нежели на создании новых связей и ассоциаций между людьми. Формальный и пустой подход, представление о замкнутом в себе самом, безотносительно к предметному, разуме, враждебное отношение к исторически сложившимся социальным институтам, игнорирование привычек, инстинктов и эмоций как действенных факторов жизни - все это лишало его способности предлагать определенные цели и методы их достижения. Голая логика, как бы ни была она важна для критики существующего предметного содержания и организации нового, не в состоянии породить новый предмет из себя самой. В образовании чистому рационализму соответствует вера в то, что общие, готовые правила и принципы, даже если не следить за тем, чтобы представления учеников действительно совпадали друг с другом, сами по себе способны обеспечить единое восприятие.  [29]

В современной философии вместо понятия рационализм все чаще употребляются понятия модерн, модернизм, которыми характеризуется практически то же самое рационалистическое видение мира, общества и человека. Оно связано с классической научной картиной мира и определяющей ролью научного знания. Преодоление рационализма и модернизма происходит в рамках постмодернизма и постструктурализма, которые связаны с выработкой нового понимания знания.  [30]



Страницы:      1    2    3    4