Cтраница 2
Исходя из модели репрезентации признаков была предположительно оценена когнитивная сложность распознавания всех этих отношений. Отношение качества должно распознаваться быстрее, чем отношение контраста, а последнее-быстрее отношения сравнения. Этот прогноз был проверен с помощью методики узнавания аналогий. Испытуемым предъявлялись две пары слов, и требовалось как можно быстрее определить, идентичны ли отношения между соответствующими понятиями, есть ли между ними аналогия. [16]
Предположение о существовании декларативной репрезентации ведет к постановке совершенно новых проблем. Особый интерес приобретает теперь вопрос об особенностях и количестве предполагаемых этой формой репрезентации элементарных отношений и свойствах структур памяти, создаваемых этими отношениями. Предложенные модели используют в качестве средства описания почти исключительно так называемые пропозициональные структуры. Эти модели широко обсуждались в литературе, поэтому мы ограничимся краткой характеристикой лишь некоторых из них и обратимся к исследованиям, посвященным вопросу о декларативной репрезентации семантических отношений. Следует отметить, что рассматриваемые здесь модели были разработаны преимущественно для описания внутренней репрезентации предложений естественного языка. [17]
Трансформация в рамках образной репрезентации позволяет значительно упростить задачу и облегчает ее решение. [18]
Вопрос о соотношении образной репрезентации и семантичес кой спорный. В когнитивной психологии не существует единого мнения. [19]
От ранних концепций репрезентации знаний и до новейших исследований считалось, что знания в значительной степени опираются на сенсорные входные сигналы. Эта тема дошла к нам еще от греческих философов и через ученых эпохи ренессанса - к современным когнитивным психологам. Но идентичны ли внутренние репрезентации мира его физическим свойствам. Все больше свидетельств того, что многие внутренние репрезентации реальности - это не то же самое, что сама внешняя реальность - т.е. они не изоморфны. Работа Толмэна с лабораторными животными заставляет предположить, что информация, полученная от органов чувств, хранится в виде абстрактных репрезентаций. [20]
Самая ранняя из известных символьных репрезентаций - это картинные письмена, начертанные на стенах пещеры примерно 27000 лет назад. Считается, что эти примитивные процарапывания - иконография - использовались в ритуалах симпатической магии, а не для коммуникаций. Развитие идеографического письма было значительным шагом, поскольку при этом символ приобретал коннотативное, а не буквальное значение. [21]
Наконец, способность к репрезентации лежит в основе языка и делает возможным использование его ребенком. Согласно Пиаже, язык состоит из символов, обозначающих объекты и события. Репрезентация включает создание и вызов ( в голове) символов объектов. Пока ребенок не сможет по-настоящему репрезентировать символы и манипулировать ими, он не сможет эффективно использовать язык. Не удивительно, что способность к репрезентации и первое высказывание ребенка из многих слов появляются примерно в одно время. Согласно Пиаже, здесь существует прямая причинная связь: репрезентация делает возможным приобретение и использование языка. [22]
В качественных исследованиях не проводится репрезентация объекта. Выборка здесь строится на основе не отражения структуры обследуемой совокупности людей, а отбора типичных представителей изучаемых социальных категорий. Поэтому качественное исследование воспроизводит не статистическую картину ( структуру и результаты) изучаемого социального действия, а смысл, который вкладывают в него его участники. [23]
Вопрос о соотношении различных форм репрезентации рассматривается в тексте. [24]
Необходимые признаки закладываются в карту репрезентации. Анкетеру ( интервьюеру) дается задание на опрос определенного количества респондентов с заданными характеристиками. [25]
Различие между этими двумя формами репрезентации имеет принципиальное значение. Декларативное хранение отношений является надежным средством непосредственной фиксации в памяти результатов отражения, обеспечивающим быстрое и точное их воспроизведение. Но оно сопряжено с трудностью, состоящей в том, что число отношений, которые индивид должен запомнить в течение жизни так, чтобы не возник хаос в результате пересечения образующихся при этом сетей, безгранично велико. [26]
Типичными примерами представлений о механизмах репрезентации являются блоковые модели кратковременной памяти и внимания, функционально-структурные модели восприятия, в которых многомерное психологическое пространство визуального действия подменяется физическим ( трехмерным) пространством, а также используется произвольный набор внутренне неограниченных структурных единиц, между которыми можно устанавливать любые отношения при объяснении того или иного экспериментального результата. [27]
Количество работ, посвященных проблеме образной репрезентации и проверке гипотезы двойного кодирования, весьма велико. Как правило, реализуемый в них подход сводится к экспериментальному анализу реакций, отражающих содержащуюся в памяти информацию о свойствах стимуляции. Однако, как было показано, такой подход недостаточен для доказательства реальности двойного кодирования. Между тем, как уже отмечалось, образная и семантическая репрезентация по содержанию не отличимы друг от друга; согласно критериям Саймона, их можно дифференцировать только по процессуальным характеристикам. Однако этому критерию удовлетворяют весьма немногие из существующих работ. [28]
Только достаточно конкретная цель устанавливает хорошую репрезентацию того состояния, к которому стремится организация. [29]
Репрезентация слова тесно связана с репрезентацией обозначенного-словом фрагмента внешней среды, то есть с соответствующим понятием. Значение слова, имеющее условный характер, может активироваться только через связь между репрезентацией слова и репрезентацией понятия. Чтобы значение слова можно было использовать как знак, само слово вначале необходимо распознать как элемент языка. Эта раздельность репрезентаций слов и понятий почти не замечается в процессе повседневного пользования языком, поскольку распознавание слова чаще всего сразу же открывает доступ и к его значению. [30]