Cтраница 3
После команды Ключ на старт начинается предпусковая циклограмма, по которой последовательно система телеметрии фиксирует исходное состояние ракетно-космического комплекса, продуваются азотом трубопроводы подачи топлива в камеры сгорания двигателей ракеты-носителя, закрываются все дренажи баков ракеты и прекращается ее подпитка криогенными компонентами топлива. Затем включаются турбонасосные агрегаты двигательных установок, топливо подается в камеры сгорания. [31]
Наиболее агрессивным окислителем является жидкий фтор. Для предотвращения его попадания в подшипник турбонасосного агрегата между рабочей полостью и подшипником подводят жидкий кислород под высоким давлением. Смазка подшипников турбонасос-ных агрегатов для перекачки жидкого фтора производится твердыми смазочными материалами. [32]
Пневмогидр. авлическая схема кислородо-водородной двигательной установки с заправкой водой и гелиевым наддувом. [33] |
На рис. 184 приведена пневмогидрав-лическая схема такой двигательной установки. В состав двигательной установки входят газогенератор, турбонасосный агрегат, теплообменник и два аккумулятора для газообразных кислорода и водорода. На рис. 185 показана схема двигательной установки, основанная на дозаправке водой, в которой используются диафрагменный электрический насос и электролизер; источником энергии служат панели солнечных батарей, а в периоды нахождения в тени - никель-кадмиевые аккумуляторные батареи и аккумуляторы сжатого газа. Масса этих систем зависит от частоты включения двигателей. Минимальная масса получается при коротких, но частых включениях. Двигательная установка с электрическим насосом весит 1100 кг, с баллоном гелия - чуть тяжелее. В результате исследования был сделан вывод, что разница в массе мала и не может определять выбор той или иной схемы. [34]
Наиболее широко твердое топливо применяется для раскрутки турбонасосного агрегата в условиях запуска двигателя. Подача основных компонентов топлива в газогенератор невозможна при неподвижных насосах. [35]
В табл. 205 приведена характеристика смазочных материалов для ракетных двигателей в США. Для обеспечения надежной подачи смазки в редуктор турбонасосного агрегата вязкость масла при - 34 4 С не должна быть больше 500 ест при насосной системе подачи и не выше 200 ест при газобаллонной. Однако минеральное масло, а также синтетические диэфирные масла Mil-L - 7808 и Mil-L - 25336 имеют очень высокие уровни вязкости при отрицательных температурах. Эти масла обладают также недостаточными противоиз-носными свойствами. Применение для смазки редуктора турбонасосного агрегата горючего RP-1 позволяет упростить и уменьшить вес ракетного двигателя, так как исключается специальная система подачи масла. [36]
Центр Какуда расположен в 260 км к северу от Токио и предназначен для испытаний ракетных двигателей. В состав Центра входят стенды для испытаний турбонасосных агрегатов двигателей, систем подачи топлива, двигателей верхних ступеней ракет-носителей в целом. [37]
Для спуска турбонасосного агрегата в скважину используются стандартные НКТ и оборудование, применяемые в нефтяной промышленности. Силовые поверхностные насосы выбираются из множества стандартных насосов компании Weir Pumps таким образом, чтобы обеспечивать любой эксплуатационный режим скважинного турбонасосного агрегата. [38]
Для предупреждения перегрева двигателя применяют специальные схемы охлаждения. Для этих целей, в частности, может быть использовано горючее, которое заставляют циркулировать между двойными стенками камеры сгорания перед прохождением через турбонасосный агрегат. [39]
Опорами ротора насоса ХБ-Е 630 / 390 / 4 служат подшипники скольжения, остаточные осевые усилия воспринимаются сегментным упорным подшипником. Электронасосный агрегат включает в себя маслосистему, предназначенную для подачи масла к подшипникам насоса. В турбонасосном агрегате масло подается к подшипникам насоса от маслосистемы приводной турбины. [40]
В первую очередь это касается турбонасосных агрегатов, работающих на жидком кислороде. Этот окислитель может активно реагировать со смазочными материалами, и поэтому в насосах для его перекачки большое внимание уделяется уплотнению между областью смазки и полостью, в которой перекачивается окислитель. Узлы трения турбонасосного агрегата для жидкого кислорода смазываются твердыми смазочными материалами. [41]
При этой системе компоненты топлива не вытесняются газом в камеру сгорания, а нагнетаются туда при помощи насосов. Насосы приводятся в действие специальным двигателем - турбиной. Все устройство ( насосы и турбина) называется турбонасосным агрегатом. Турбонасосный агрегат устанавливается между баками с топливом и камерой сгорания ракетного двигателя. [42]
Гидравлическая схема турбонасосного агрегата с возвратом рабочего потока в водоподъемный став. [43] |
Вращающий момент на валу турбобура и мощность могут быть отрегулированы количеством ступеней турбобура. При таком соотношении потоков жидкости отбор из скважины можно регулировать задвижкой на водоподъемной трубе. Если по технологическим параметрам и требованиям к процессу очистки забоя от шлама нет необходимости подавать на забой промывочную жидкость в виде струи, исходящей из сопла, то процесс очистки забоя может происходить при свободном наливе в скважину жидкости через устье и подъем ее турбонасосным агрегатом вместе со шламом на поверхность. [44]
При этой системе компоненты топлива не вытесняются газом в камеру сгорания, а нагнетаются туда при помощи насосов. Насосы приводятся в действие специальным двигателем - турбиной. Все устройство ( насосы и турбина) называется турбонасосным агрегатом. Турбонасосный агрегат устанавливается между баками с топливом и камерой сгорания ракетного двигателя. [45]